Налоговики стали все чаще практиковать проверки по фактам недоплаченного в бюджет подоходного налога.
По мнению налоговых консультантов, главная их цель — деморализовать противника, пишет Дело.
Министерство доходов и сборов начала активную компанию по борьбе с уклонением от уплаты налога на доходы физлиц. Основной аргумент налоговиков: выплата зарплат в конвертах — это плохо. В связи с этим в Министерстве решительно взялись за то, чтобы вывести доходы граждан из тени, используя три основных аргумента.
Аргумент первый (лирический): социальная ответственность
Агитировать за легализацию зарплат начали осторожно. Так, Начальник главного управления Миндоходов в городе Киеве Ирина Носачева взывала к чести и совести работодателя, который, нарушая трудовое законодательство, лишает городской бюджет средств на благоустройство, а работников — социальных гарантий, чем ставит под угрозу их благополучную старость. Конечно, госпожа Носачева теоретически права. Нам не хватает налоговой культуры — это тоже правда. Поэтому в Миндоходов решили лично взяться за воспитание налогоплательщиков. Но на самом деле воспитательные беседы ведутся потому, что кроме них у налоговой нет существенных рычагов влияния на ситуацию.
“В советское время нам объясняли что правильно, а что — нет. Сейчас налоговая пытается сделать то же самое. А что им еще делать? Нет механизма, как с частного лица взыскать НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Это пропаганда. И многие попадаются, потому что это налоговая, ее боятся. Боятся, что за ними придут, — объясняет Александра Федак, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса (КЦПРБ). — Молодым бизнесменам пытаются объяснить, что не стоит платить зарплаты в конверте, надеясь, что когда они вырастут до больших бизнесменов, у них будет правовая культура. Но у нас считается, что платить налоги — это отдавать олигархам, отдавать тем, кто ничего не делает для государства, ведь дороги не ремонтируют, соцобеспечения нет, зарплаты врачей и учителей не растут”.
Аргумент второй (устрашающий): налоговая проверка
Как сообщалось, для стимуляции развития правовой культуры городские органы Миндоходов провели ряд проверок субъектов хозяйствования на предмет выплат НДФЛ. Тогда, напомним, была озвучена статистика, согласно которой из 244 предприятий нарушения были обнаружены на 242. Такую цифру можно объяснить двумя факторами: во-первых, нарушения, которые имели место быть в реальности, во-вторых — традиционная “презумпция виновности предпринимателя”, характерная для визитов проверяющих органов. Не секрет, что когда приходит проверка, не налоговики должны доказать ваши нарушения, а вы должны доказать налоговикам, что нарушений нет.
Как напомнила Ирина Носачева, в частности, нарушение трудового законодательства карается штрафом, а уклонение от налогов на сумму более 50 тыс. грн — лишением свободы. Все это, конечно же, тоже элемент психологического давления, и при том достаточно действенный. Судимости, арест имущества, тюрьма — это способно привести предпринимателя в ужас, особенно когда налоговая милиция уже стоит на пороге вашего офиса.
Однако, как утверждает руководитель КЦПРБ Дмитрий Гарный, в такой ситуации главное держать себя в руках и не паниковать: “Нужно научиться различать нарушения, являющиеся уголовно-наказуемыми от простых правонарушений в сфере налогового законодательства. Выплата заработной платы в конверте — плохая вещь, но статей в Криминальном кодексе, предусматривающих уголовную ответственность за это, нет. Уклонение от налогов при достижении определенного объема недоплаченных в бюджет средств — есть, это 212 статья Криминального кодекса. Объем этот достаточно велик, если говорить об НДФЛ — небольшой компании нужно очень постараться чтобы попасть под 212 статью”. Да и сам факт выплаты зарплаты в конверте — очень сложно доказуем. Чтобы доначислить НДФЛ, налоговым органам нужно определить объем выплаченных “серых” зарплат. Но “зарплата на то и в конверте, что никто не знает, сколько там, в этом конверте”, пытался донести до предпринимателей Гарный.
Аргумент третий (рациональный): прогрессивная ставка НДФЛ
Первое упоминание о прогрессивной ставке налога на доходы физических лиц появилась в конце сентября прошлого года — это был законопроект авторства Минфина и налоговой службы. Леонид Рубаненко, президент ГО “Союз налоговых консультантов Украины” и член совета предпринимателей при КМУ, считает, что подобная реформа может изменить ситуацию к лучшему. По словам господина Рубаненко, сейчас идет доработка этого проекта, в обнародованном виде его пока нет. Но основная суть его в том, чтобы отойти от системы единой ставки подоходного налога.
Прогрессивная ставка должна состоять из двух-четырех ступеней: если среднемесячная заработная плата находится в пределах 10 минимальных, (это на сегодняшний день 11 с лишним тыс. гривень), она должна облагаться налогом на уровне 10%. Следующая ставка — 20%, применяется, если доходы составляют 10 и более минимальных заработных плат. Рубаненко считает, что если бы большинство зарплат облагалась по меньшей ставке, а по инициативе Миндоходов, доходы до 20 тыс. гривень должны облагаться по ставке 10%, это будет положительно воспринято бизнесом, так как “исчезнет потребность уклоняться, не спать ночами и ждать, когда за тобой придут”.
Очевидно, что большинство наемных работников в Украине получают зарплату меньше 20 тыс. грн, даже с учетом того, что выплачивается в конвертах. Следовательно, после снижения минимальной ставки НДФЛ есть шансы, что определенная часть бизнеса пойдет на то, чтобы выплачивать ее официально. Но по факту торжества “социальной справедливости” прогрессивная ставка не обеспечит. “Это только бухгалтерам больше работы. Если доходы до 20 тыс. будут облагаться по минимальной ставке — прекрасно. У всех будут задекларированы доходы до 20 тыс. Никто не установит зарплату выше”, — констатирует Александра Федак. Кроме того, чтобы стимулировать официальные выплаты заработной платы, нужно прежде всего снижать ставки ЕСВ, а не НДФЛ, потому что именно соцвзнос создает самую ощутимую налоговую нагрузку.
Аргумент встречный (мировоззренческий)
В чем сходятся взгляды и налоговых консультантов, и предпринимателей — решению проблемы мешает сам подход к адмнистрированию налога. Если Миндоходов хочет от бизнеса диалога и правовой культуры, то оно должно перестать воспринимать каждого бизнесмена как преступника. Когда один обвиняет, а другой постоянно вынужден оправдываться — это не диалог, это перманентная борьба. Если Миндоходов призывает, чтобы НДФЛ платился исправно, то не нужно требовать его начисления с ЧПшников, работающих по гражданско-правовому договору, или того хуже — с мифических незарегистрированных работников, которых налоговая видит в каждой строке расходов. Не смотреть на каждую заработанную копейку, как на украденную у государства — это тоже правовая культура, а значит, ее не хватает не только плательщикам, но и Министерству доходов и сборов.