Финансовые новости

Конфликт вокруг VAB Банка, или что осталось за кадром

Сергей Максимов не привык идти на уступки, Олег Бахматюк тоже

Один платит за несговорчивость, другой — за опрометчивость.

В разгар рабочего дня по зданию, в котором еще недавно располагался главный офис VAB Банка, ходил священник с кадилом. Его пригласил хозяин помещения и миноритарный акционер банка Сергей Максимов, накануне выставивший арендатора на улицу. После безуспешных попыток прорваться сквозь охрану руководство банка сдалось – в июле 2012 года VAB Банк вернулся в свой старый офис по соседству. «Чтобы и духу этой нечисти не осталось, я позвал батюшку из Лавры все освятить», – объясняет Максимов.

Под подозрение в связях с нечистой силой попал аграрный магнат Олег Бахматюк, в начале 2011‑го ставший основным владельцем VAB Банка. Для Бахматюка это приобретение было очередным этапом экспансии после размещения акций яичного холдинга «Авангард» на Лондонской бирже. Первыми объектами поглощения стали аграрные компании «Дакор Агро Холдинг» и «Райз». Готовя эти сделки, Бахматюк загорелся идеей создания сельскохозяйственного банка, который финансировал бы операции 15 000 контрагентов «Райза» – фермеров и небольших аграрных хозяйств. Вовлекать в работу с розницей уже имевшийся у него банк Финансовая инициатива Бахматюк не хотел: тот был заточен под крупные, «оптовые» проекты. Когда подвернулась возможность приобрести банк с разветвленной сетью, бизнесмен долго не раздумывал. Он и сегодня не жалеет об этом решении. Ведь добрая ссора только закаляет характер.

К осени 2010 года Бахматюк перевернул одну из малоприятных страниц своей деловой биографии. Сразу после кризиса его компании попали в черные списки нескольких украинских банков, и на урегулирование отношений с кредиторами ушло около двух лет. В мае 2010‑го «Авангард» разместил 20% своих акций на Лондонской бирже. Инвесторы оценили компанию в $937 млн. Но для поглощений в агросекторе Бахматюку было мало средств, привлеченных в Лондоне. «Мы готовили несколько сделок и вели переговоры о синдицированном кредите, – рассказывает он. – Я проводил в Украине лишь 30% времени».

В этот‑то момент инвесткомпания «Тройка Диалог» и сообщила ему, что нидерландская группа TBIF, входящая в израильский холдинг Kardan, выставила на продажу контрольный пакет акций VAB Банка. Продажу банка инициировал гендиректор TBIF Иво Георгиев.

В кризис VAB Банк пострадал от невозвратов как по розничным, так и по корпоративным кредитам. Чтобы пережить отток вкладов, банк одолжил 1,1 млрд гривен у Национального банка. Среди неплательщиков были и компании Максимова, которому до середины 2010‑го принадлежало 49% акций банка. Не добившись от украинского партнера погашения кредитов и участия в капитализации банка, TBIF была вынуждена спасать его сама. После допэмиссии группа увеличила свою долю до 63%, доля Максимова сократилась до 35,4%. Банк договорился о реструктуризации еврооблигаций на $125 млн, сократил сеть и персонал и рассчитался с НБУ. Но одной расчисткой баланса банк было не спасти – следовало влить дополнительные средства в его капитал. У TBIF таких денег не было, и Георгиев поручил «Тройке» подыскать банку нового владельца. Аудиторы, которые консультировали Бахматюка, особых проблем с кредитным портфелем не обнаружили. Сделку закрыли за несколько месяцев.

По материалам: forbes
kuznecov