Выбираем из десятков открытых фондов тот, который наверняка поможет накопить на сытую старость
Пенсионная реформа, которую сейчас переживает Украина, предусматривает создание трех уровней пенсионного обеспечения. Первый — это тот, что мы имеем сейчас: часть наших заработков автоматически перечисляется в Пенсионный фонд, из которого и выплачиваются все пенсии. На втором уровне небольшая часть наших обязательных пенсионных отчислений будет отправляться на персональные счета. Таким образом предполагается начать внедрение элементов накопительной системы.
Третий уровень — создание системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения для формирования пенсионных накоплений. То есть украинцы сами будут определять размер пенсии, участвуя в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), оформляя банковские депозиты и покупая полисы страхования жизни. Собственно, все это в стране уже есть. О страховании жизни в Украине мы не так давно писали, о банковских депозитах тоже вспоминаем довольно часто. Осталось присмотреться к НПФ. И выяснить: как выбрать из десятков открытых фондов тот, который поможет накопить на сытую старость?
Скромная доходность
Однако очень скоро вопрос «Какой же фонд выбрать?» трансформировался в другой: «А надо ли вообще сейчас связываться с негосударственными учреждениями?». Оказалось, что ответить на этот вопрос утвердительно вовсе не просто. «Пока, к сожалению, в этом нет смысла», — такой ответ мы услышали от президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко.
По словам эксперта, на сегодня ПФ, как правило, приносят реальный доход в районе 7—8% годовых, то есть в 2—2,5 раза меньше, чем банковский депозит в гривне. А раз так, то человеку лучше класть свои деньги в банк — так и выгодней, и проще, считает ведущий аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Накопить удастся заметно больше, а при случае со временем можно будет вложить эти накопления и в ПФ — когда это станет выгоднее.
Ситуация, когда доходность банковского депозита заметно выше доходности вкладов в ПФ, действительно выглядит несколько странной. Причину Александр Охрименко видит в чрезмерной зарегулированности деятельности НПФ: фонды в Украине обложены значительным числом запретов. Например, украинским фондам четко предписано, какая часть их активов может приходиться на тот или иной инвестинструмент. В принципе, это правильно: если эти ограничения соответствуют экономическим реалиям, они не допускают рискованных искажений в инвестпортфелях, что повышает надежность работы фондов и защищает интересы их вкладчиков. Но в наших условиях это просто сильно ограничивает возможности фондов по зарабатыванию денег. Так, на банковский депозит, который сейчас дает высокую доходность, они могут положить не более 40% своих средств. Определенную часть активов ПФ обязаны держать в относительно малодоходных облигациях внутреннего госзайма (ОВГЗ).
По данным Нацкомфинуслуг, в 2012 году в структуре совокупных активов НПФ больше всего (34%) приходилось на денежные средства, размещенные на депозитных банковских счетах. На втором месте — 31,2% — облигации украинских предприятий. На третьем — 15,5% — акции отечественных компаний, далее — ценные бумаги, доход по которым гарантирован Кабмином (11,9%).
По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг», в прошлом году лишь один фонд показал прирост стоимости единицы пенсионных активов выше среднего уровня доходности банковских депозитов — 24,17%. Однако достоверной информации о структуре его инвестпортфеля в открытых источниках нет. Поэтому оценить, насколько закономерен такой результат и будут ли надежны его инвестиции в долговременной перспективе, невозможно. Результаты следующего в рейтинге самых успешных в прошлом году фонда куда скромнее — 13,94%. И понятно, почему: 47% его вложений приходится на ОВГЗ, 23% — на облигации банков и только 27% — на банковские вклады. Всего же доходность более 10% за прошлый год продемонстрировали 15 фондов. А вот 16 НПФ дали в прошлом году и вовсе отрицательный результат — сокращение стоимости единицы пенсионных активов от -1,45% до -99,32%.
Кстати, всего в Госреестре финансовых организаций по состоянию на 31.12.2012 г. числилось 94 НПФ.
Лишние расходы
Интересный момент: участие в НПФ вовсе не избавляет человека от уплаты обязательных пенсионных отчислений, да и вообще не дает никаких финансовых послаблений. Как указывает Александр Жолудь, у нас с заработков и без того около 32% автоматически отчисляется в Пенсионный фонд. Так что далеко не каждый, даже сильно захотев, отыщет возможность платить еще и НПФ. «В общем, — говорит эксперт, — основная проблема в том, что у нас нельзя платить в частный фонд вместо государственного, а не вместе с ним». Поэтому в наших условиях вкладывать в НПФ скорее станут не сами работники, а некоторые из работодателей — в качестве меры по увеличению лояльности сотрудников (как, например, многие предприятия оплачивают работникам медицинскую страховку). При этом, считает эксперт, компании могут и поощрять платежи в НПФ со стороны своих сотрудников, например, вкладывая в фонд одну гривню на каждую гривню, вложенную работником.
Официальная статистика подтверждает превалирование корпоративных вкладчиков: по данным Нацкомфинуслуг, львиная доля пенсионных взносов в 2012 году приходится на юридические лица. А это — 1254,9 млн грн из общей суммы в 1313,7 млн грн, или 95,5% всех средств.
Всего же на конец прошлого года вкладчиками негосударственных фондов являлись 46 528 физических лиц — смехотворно мало для 40-миллионной страны. Даже больше: по сравнению с 2011 годом число контрактов с физическими лицами уменьшилось на 10%. Впрочем, и у компаний нет особого стимула связываться с НПФ. По словам Александра Охрименко, в отличие от европейских стран (к примеру, Германии), у нас платежи в негосударственные фонды не уменьшают базу налогообложения и не дают никаких других преимуществ. Что касается повышения лояльности сотрудников, то среднестатистический украинец предпочтет, чтобы вместо перечисления каких-то денег какому-то фонду ему просто выдали их наличными на руки. Не говоря уже о том, что наиболее распространенной формой оплаты труда в Украине до сих пор остается зарплата «в конвертах».
Так что нет ничего удивительного в том, что за прошлый год, по данным Нацкомфинуслуг, количество контрактов пенсионных фондов с юридическими лицами снизилось на 20,1%. Общее же число контрактов (и с физлицами, и с компаниями) сократилось на 18,1%, в то время как за 2011 год, наоборот, был продемонстрирован рост на 7,6%. Не хочется выглядеть пессимистами, но это может быть свидетельством некоторого разочарования вкладчиков в пенсионных программах.