Финансовые новости

Австрийские банкиры сбежали от убытков с Украины

Шесть лет понадобилось австрийской Erste Group, чтобы разочароваться в украинском банковском бизнесе и найти способ уйти

Вчера группа подписала соглашение о продаже Эрсте Банка за 83 млн долларов бизнесмену Александру Адаричу, планирующему присоединить купленный актив к Фидобанку. Эксперты объясняют уход иностранного инвестора тем, что ему надоело финансировать убыточную уже четвертый год подряд украинскую «дочку». Прямые потери от этой инвестиции могут достигать порядка 200 млн долларов.

Вчера на украинском рынке стало на один западный банк меньше. Австрийская Erste Group заключила соглашение о продаже принадлежащего ей Эрсте Банка украинскому бизнесмену Александру Адаричу. Он уже владеет Евробанком, а также Фидобанком (ранее СЕБ Банк), выкупленным у шведской SEB Group. Сумма сделки составила всего 83 млн долларов (670 млн гривен). В ближайшие полгода учреждение будет работать под брендом Эрсте Банк, и лишь после закрытия сделки господин Адарич начнет процедуру его присоединения к Фидобанку. Покупая «дочку» австрийского банка, он получает 288,4 тыс. розничных и более 2,1 тыс. корпоративных клиентов, а также сеть отделений, состоящую из 61 собственных офисов банка и 40 арендованных.

По словам Александра Адарича, покупка Эрсте Банка является частью стратегии Фидобанка по созданию к 2017 году банковского холдинга, входящего в топ-20 рынка. Однако даже нынешний размер активов двух учреждений (суммарно 12,77 млрд гривен) позволяет им занять 18-ю позицию. Это всего на три ступени выше, чем текущая позиция Эрсте Банка. Евробанк, занимающий лишь 94-е место по активам, будет развиваться отдельно.

Erste Group купила Эрсте Банк (ранее банк «Престиж») у Федора Шпига, Александра Деркача и других миноритариев в 2006 году за 525 млн гривен. За последующие шесть лет в уставный капитал банка было вложено 1,36 млрд гривен. Таким образом, Erste Group покидает Украину с убытком 1,21 млрд гривен, или 150 млн долларов. Однако учитывая, что инвестиции до осени 2008 году осуществлялись по курсу около 5 грн/доллар, долларовые потери банка могут достигать и 200 млн долларов. Частично это подтверждает и группа: убыток от продажи банка ниже номинальной стоимости составит 71 млн евро, последующая курсовая переоценка инвестиций и гудвилла означает потери в 80,4 млн евро. Решение о продаже было объяснено концентрацией бизнеса Erste Group на обслуживании клиентов в странах Евросоюза. Кроме Австрии, группа также работает еще в четырех странах ЕС (Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния), а также в Сербии и Хорватии.

Последний раз Эрсте Банк был прибыльным в 2008 году – 1,7 млн гривен. В последующие три года и три квартала его суммарный убыток достиг 887 млн гривен. «Нам не хватало импульса для более активного развития бизнеса и выхода в прибыльную деятельность, – говорит председатель правления Эрсте Банка Павел Цетковский. – Надеюсь, привлечение нового инвестора, и партнерство с Фидобанком сделают наш бизнес сильнее и повысят его прибыльность». Учреждение не смогло захватить 4-5% рынка – оно едва заняло 0,9% рынка по активам.

Эксперты оценивают сделку невысоко. «Учитывая размер собственного капитала Эрсте Банка на последний отчетный период, мультипликатор цены находится на уровне 0,4. Даже принимая во внимание то, что покупателю необходимо будет вернуть фондирование материнского банка в размере 340 млн долларов, которые могут уменьшиться на дату транзакции, цена сделки выглядит выгодной, учитывая качество банка, – отмечает управляющий директора, главы департамента инвестиционно-банковских услуг ИК Concorde Capital Виталий Струков. – Скорее всего, Фидобанк переведет свои активы на баланс Эрсте Банка». По словам директора инвестиционно-банковского управления ИК «Тройка Диалог Украина» Алексея Ращупкина, банки отличаются по качеству активов и клиентской базы и, возможно, необходимо будет сфокусировать два учреждения под различные типы клиентов.

Уход Erste Group из Украины не стал неожиданным – она стала уже шестым иностранным инвестором, покидающим наш рынок в этом году. «Когда иностранцы выходили на украинский рынок, они рассчитывали на высокий уровень прибыли. Получая ее в период 2006-2008 годов, часть средств они инвестировали в развитие сети. Убытки в кризисный период и отсутствие перспектив активного развития в среднесрочной перспективе вынуждают их снижать затраты, – говорит заместитель председателя правления банка «Национальный Кредит» Людмила Мищук. – Кризис коснулся всей мировой экономики, и подавляющее большинство материнских структур банков, работающих в Украине, не готовы инвестировать в развитие «дочек». У них стоит вопрос не столько в получении прибыли, сколько в выходе с минимальными потерями».

kuznecov