После обвала курса гривны 4 сентября нелегальный рынок валюты в стране вырос в несколько раз.
На порядок увеличились заработки теневых торговцев долларами. «Черный рынок работает в тесной связке с официальным», – утверждает банкир, пожелавший остаться неназванным. При этом Нацбанк не имеет ни инструментов, ни полномочий, чтобы контролировать теневой оборот валюты. «У менял нет лицензий, и отчетность в Нацбанк они не подают», – говорит банкир.
Поэтому председатель НБУ Сергей Арбузов решил сделать ход конем и создать квазиструктуру с хитрым названием: Комитет по противодействию проведению недобросовестных валютных операций. Как рассказал вновь назначенный глава Комитета Юрий Горшков в интервью сайту For-ua.com, новый орган будет бороться с нелегальным рынком валюты совместно с правоохранительными и контролирующими органами. На момент назначения Горшков работал советником главы НБУ, но чем он занимался до этого, никто из опрошенных нами участников рынка не знает. В самом Нацбанке на нашу просьбу предоставить биографию чиновника не ответили.
Основная цель создания комитета – оперативное взаимодействие с силовыми структурами, которые, в отличие от НБУ, имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия, проверки субъектов предпринимательства, изымать денежные средства и задерживать граждан. «Собственная силовая структура наподобие налоговой милиции – давняя мечта Арбузова», – утверждает один из сотрудников НБУ. Новый комитет как раз будет плотно работать с налоговой милицией, которой предстоит оперативно реагировать на факты нелегальной торговли валютой без уплаты предполагаемого сбора в Пенсионный фонд в размере 15%. В Нацбанке уверены, что этот налог будет введен.
По словам источника в НБУ, уже подписан специальный меморандум о сотрудничестве между ГНАУ и банковским регулятором в плане привлечения налоговой милиции к проверкам банковского надзора. В рамках сотрудничества будут проводиться совместные спецоперации, в первую очередь на наличном валютном рынке.
Однако только этим кооперация НБУ с силовиками не ограничится. Комитет будет так же активно взаимодействовать и с таможенными органами. С целью обмена информацией об импортно-экспортных операциях. «Главное для Нацбанка в плане контроля над валютным рынком – это взаимодействие с таможней», – считает бывший заместитель председателя НБУ Александр Савченко.
Возглавить черный рынок
Как рассказал Forbes.ua член комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политике, народный депутат от НУНС Станислав Аржевитин, у Нацбанка в последнее время наблюдается серьезный конфликт интересов с руководством Кабмина. По его утверждению, когда парламент наделил Нацбанк правом устанавливать процент валютной выручки, подлежащий обязательной продаже, в Кабмине промолчали. «Но когда регулятор получил право устанавливать срок возврата валютной выручки, в правительстве намекнули, что он вмешивается в чужую сферу, так как только Кабмин определяет срок окупаемости проектов», – говорит Аржевитин.
Будет комитет бороться или, наоборот, способствовать черному рынку – сложно сказать
По мнению участников рынка, создание квазисилового органа, который будет решать проблемы Нацбанка за счет привлечения подразделений силовиков, станет опасным прецедентом. «Де-факто Арбузов пытается взять под контроль даже то, что не входит в круг ответственности НБУ. По сути, это будет банковская милиция», – утверждает один из банкиров.
В сентябре и октябре валютный рынок по просьбе Нацбанка уже проверяли сотрудники Государственной службы по борьбе с экономической преступностью МВД. В результате закрыли несколько десятков обменников. «Пока валютные нелегалы отделывались только админштрафами. Если же введут налог на продажу валюты, то оптовиков начнут преследовать в уголовном порядке – за неуплату налогов и отмывание грязных денег», – полагает юрист крупного банка.
В Нацбанке, похоже, понимают, что новый налог только загонит валютные операции в тень, поэтому и готовятся к новым репрессиям. Станислав Аржевитин прогнозирует, что при введении налога на продажу валюты черный рынок расцветет с новой силой. «Это будет новый крупный бизнес в Украине, – констатирует депутат. – Будет этот комитет бороться или, наоборот, способствовать черному рынку, мне сложно сказать».