Невосприятие России западными инвесторами, похоже, осталось в прошлом. Деньги Запада возвращаются на российские рынки акций и облигаций, а частные компании снова получили возможность брать кредиты – хотя и под больший процент, чем бизнесы из других стран
Об этом российский журналист Леонид Бершидский пишет в колонке для Bloomberg View, перевод которой приводит сайт “Новое время”.
По словам колумниста, основной причиной такого резкого изменения стало перемирие на востоке Украины – несмотря на то, что о реальном затишье, как и о прогрессе в политическом урегулировании конфликта, речи не идет.
Бершидский отметил, что инвесторы “вычеркнули Россию из черного списка”, а приток средств в российские ценные бумаги практически перекрыл прошлогодний отток.
“Это можно объяснить в экономических терминах. В этом году рубль стал наиболее прочной валютой – он вырос на 14% по отношению к доллару. В основном за счет того, что цена на нефть – ключевой фактор фискального здоровья РФ – стабилизировалась на отметке куда выше той, которую предсказывали аналитики, больше $60 за баррель сырой нефти марки Brent. И показатели российской экономики, пусть их сложно назвать воодушевляющими, скорого коллапса ей не предрекают. Так почему бы не дать РФ шанс, тем более доходы здесь ожидаются выше, чем на других крупных рынках?”, – пишет российский журналист.
Однако, по его словам, смягчение отношения европейских кредиторов к России возможно лишь до тех пор, пока в Донбассе соблюдается хотя бы относительное перемирие. Продолжение масштабного конфликта сделают риски ужесточения санкций против РФ невыносимыми даже для отчаянных инвесторов.
Как отмечает Бершидский, западные санкции против России не нанесли ей значительного ущерба, поскольку, когда государственные компании лишились возможности получать кредиты за границей, правительство пришло им на помощь. Санкции все же отпугнули инвесторов, но эффект был скорее психологическим и теперь, благодаря перемирию, он слабеет с каждым днем.
“Скорее всего, полноценного прекращения огня на востоке Украины добиться не удастся. Несмотря на прекращение масштабных боев и отвод части тяжелого вооружения от линии разграничения, локальные стычки все еще продолжаются. Более того, наблюдатели ОБСЕ, которые следят за соблюдением перемирия, до сих пор не могут попасть на некоторые территории, удерживаемые сепаратистами. На более крепкое перемирие можно было бы надеяться, если бы российская сторона была на самом деле заинтересована в прекращении боев. Украина, со своей стороны, не хочет давать широкую автономию занятым сепаратистам территориям, что было условлено в Минске, пока в этих районах не будут проведены выборы в соответствии с украинским законодательством. Это тупик: никаких выборов не будет, пока лидеры боевиков и их хозяева в Москве не будут удовлетворены полученными полномочиями”, – пишет колумнист.
“При этом даже США говорят лишь о продлении, а не о расширении санкций, поскольку американцы понимают: без масштабного российского наступления им будет непросто уговорить Европу поддержать углубление санкций. Так что Путину выгодно это шаткое равновесие, которое позволяет его стране вновь привлекать инвестиции и в то же время продолжать дестабилизировать Украину. Это подразумевает заморозку конфликта, при которой не будет ни полноценной войны, ни окончательных договоренностей, и которая может длиться почти бесконечно – вспомним Приднестровье. Выгоды для Путина очевидны: если в Украине будет продолжаться замороженный конфликт, это помешает интеграции Украины в Европу и НАТО”, – пояснил он.
“Это положение куда менее выгодно Украине (по тем же причинам), но, похоже, киевское правительство сейчас в тупике. Оно не может начать наступление, чтобы отбить захваченные территории, поскольку риск поражения слишком высок. Думаю, Порошенко пойдет на тактический ход: временно согласится на заморозку конфликта, поскольку Украине для привлечения инвестиций также нужен психологический эффект, который может дать хотя бы относительный мир. А сейчас инвесторы нужны Украине куда больше, чем захваченный боевиками Донецк”, – подчеркнул российский журналист.
Как сообщал “Обозреватель”, ряд военных экспертов пришли к выводу, что последние высказывания руководства России являются попыткой найти другие пути влияния на население Украины, кроме военного, и показывают, что Россия на данном этапе войны на Донбассе не хочет использовать для достижения своих целей регулярную армию.