Для укрепления гривни нужно вернуть доверие к банковской системе и запустить экономику. Самостоятельно НБУ с этим не справится.
Полумеры – не та тактика, которая необходима регулятору в военное время, пишет в ЛІГАБізнесІнформ финансовый эксперт Руслан Кисляк.
С кем имеем дело
Итак, с кем мы имеем дело в лице главы НБУ Валерии Гонтаревой: непрофессионалом или вредителем? Банкиры сходятся во мнении: речь точно не идет о втором варианте, но, скорее всего, проблема и не в степени профессионализма. Все сложнее. И дело тут – в той структуре экономики, которая сложилась на данный момент. Гонтарева просто стала заложником глубочайших дисбалансов в экономике. Пытаясь действовать рыночными методами и не учитывая психологический фактор, она то и дело получает “по шее” от разношерстной заинтересованной публики: то от импортеров, то от экспортеров, то от президента с премьером, а то и вовсе от валютных заемщиков, считающих, что весь мир должен заплатить за их глупость и жадность.
Правда, некоторые участники рынка (а тем более неучастники) считают, что причиной часто невразумительного поведения регулятора является меркантильный интерес руководства НБУ и связанных с ним лиц, связанный с масштабными схемами заработка на валютных колебаниях.
Каковы бы ни были истинные мотивы поведения Валерии Гонтаревой, факт остается фактом: слишком часто ее действия оказываются непродуманными и импульсивными. От такой манеры управления рынком казначеи банков уже не первый месяц находятся на грани нервного срыва, реальный сектор – на грани банкротства, а население – на грани здравого смысла. Но, что самое печальное, скорее всего, регулятор и сам не знает, что будет дальше делать. А поэтому волатильность валютному рынку обеспечена.
Что, к примеру, мешало регулятору отстоять перед президентом право на жизнь злополучного постановления №130, которым НБУ запретил банкам покупать валюту на межбанковском рынке для своих клиентов и ограничил собственные покупки банков? Безусловно, от такого решения пострадали бы, в первую очередь, экспортеры, которые не согласны продавать свою валютную выручку по заниженному курсу. Но прежде чем принимать постановление, в нацбанке наверняка же моделировали возможные последствия. Или нет? А если приняли, то нужно быть последовательным до конца. Или не принимать столь сомнительные решения.
Полумеры, шаг вперед – два шага назад, постоянное оглядывание на то, что скажут те или иные участники рынка – это не та тактика, которая необходима регулятору в непростое, назовем все своими именами – военное время. Подобные метания лишают регулятора последней капли доверия, укрепляют панические настроения у населения и бизнеса, стимулируют хаос и, в конце концов, играют на руку Москве. А это уже – преступная халатность.
Что мы имеем
Итак, наступательная эпопея нацбанка, основанная на практически полном запрете продажи валюты на межбанковском рынке и будоражившая умы банковского сообщества и экспортеров в течение среды, 25 февраля, закончилась полным поражением регулятора в виде отмены введенных постановлений вечером того же дня. В результате, доллар на межбанке в четверг продолжил дорожать. Торги стартовали со значения 24,5 грн/долл. и закрылись на отметке 30,173 грн/долл. Поднял регулятор и официальный курс – сразу на две гривни по сравнению с уровнем среды – до 30,01 грн/долл. То есть укрепление доллара, как и прогнозировали в среду большинство опрошенных ЛІГАБізнесІнформ банкиров, продолжилось. И это несмотря на то, что НБУ вышел на рынок с продажей купленной вчера валюты по курсу 28 грн/долл. Вопрос: к чему в таком случае был весь позавчерашний цирк – с введением ограничений, экстренным совещанием у президента, брифингом для прессы и т.д.?
По прогнозу банкиров, в ближайшие дни курс доллара продолжит расти. В пятницу возможны котировки на уровне 33-35 грн/долл. Что будет в понедельник – не знает никто. Не исключено, что в понедельник будут предприняты новые попытки обуздать рынок. Тем более, что во вторник, 3 марта, заканчивается срок действия части введенных ранее административных ограничений на валютном рынке. Плюс, во вторник планируется заседание парламента, на котором депутаты должны утвердить пакет законов, необходимых для выделения Украине первого транша кредита МВФ. В случае принятия законов, уже 11 марта совет директоров фонда может одобрить выделение Украине первого транша денег. Именно надежды на получение кредита могут стимулировать НБУ продолжать пытаться административно влиять на курс гривни вплоть до принятия решения фондом, после чего можно и отказаться от удерживания гривни.
Возможно, не исключают банкиры, регулятор, де-факто практически не имеющий инструментов влияния на рынок, решил временно, до получения кредита МВФ, самоустраниться с рынка, позволив гривне опуститься еще ниже. Но после получения иностранных денег НБУ рассчитывает залить рынок ликвидностью, убив тем самым двух зайцев: и гривню укрепив, и спекулянтов (читай – экспортеров) наказав. Не исключено, что все происходившее в среду было изначально задумано в назидание экспортерам: мол, смотрите, что мы можем сделать с курсом – так что продавайте быстрее валюту. Хотя, отмечают участники рынка, скорее всего, ничего подобного регулятор не замышлял. Выглядит так, что НБУ действительно рассчитывал значительно укрепить гривню путем фактического закрытия межбанковского рынка, но вынужден был отступить под давлением экспортеров, нашедших поддержку в лице президента.
Что делать
К слову, одной из причин нынешнего хаоса на валютном рынке банкиры называют то, что Гонтареву не боятся. В отличие от ее предшественников на этой должности. Может, главе НБУ стоит взять этот факт на вооружение?
По мнению казначея крупнейшего банка, пожелавшего остаться неназваным, на сегодняшний день Валерия Гонтарева стала заложником сложившейся системы глобальных негативных ожиданий, из-за чего любое принятое ею решение по объективным причинам является либо плохим, либо очень плохим. В ситуации, когда, к примеру, повлиять на экспортеров не представляется возможным, одним из выходов является введение новых ограничений для импортеров.
Пока же принципиально проблема глобального дисбаланса спроса и предложения валюты никак не решается. Поэтому, скорее всего, гривня продолжит и дальше дешеветь. И НБУ здесь не в силах принципиально что-либо изменить. Чтобы баланс спроса и предложения валюты изменить, нужно создать условия для притока валюты в страну. А это – задача для правительства. Именно в его силах – стимулирование экономики, в частности экспортоориентированных отраслей, импортозамещение; грамотная фискальная политика, стимулирующая выход бизнеса из тени и приток иностранных инвестиций; борьба с коррупцией на всех уровнях. Задача же НБУ – в первую очередь, возвращение доверия к банковской системе, что позволит вернуть в банки (читай – в экономику) огромную сумму валюты, находящуюся сегодня на руках у населения и в черном сегменте бизнеса. Речь идет о сумме порядка $100 млрд. Это куда больше, чем обещают сегодня Украине иностранные кредиторы. Возвращение хотя бы части этой суммы в банки позволит стабилизировать валютный рынок и запустить экономику. Если этого не сделать – Украине грозит экономический коллапс, что чревато потерей политической независимости.