Финансовые новости

Гривну преследует сезонная болезнь: На сколько подорожает доллар к концу года

После того как Нацбанк перешел к гибкому курсообразованию, гривну преследует сезонная «болезнь». Каждое лето курс национальной валюты укрепляется. Но как только наступает осень, котировки начинают «проседать», и доллар с лихвой отвоевывает утраченные позиции.

Нынешний год не стал исключением. Еще в конце августа официальный курс находился у отметки 25,44 грн/$. Но за первую неделю сентября официальный доллар подорожал до 25,95 гривен (по состоянию на 6 сентября). Вполне вероятно, что это не предел.

Не все видят будущее гривны в «черном» свете. Аналитики инвестбанка Goldman Sachs, например, недавно озвучили прогноз, согласно которому курс украинской валюты будет укрепляться вплоть до конца 2018 года. По их мнению, в перспективе трех месяцев доллар будет стоить уже 25,3 гривен, а через шесть месяцев – 25 гривен. Впрочем, такой оптимизм разделяют немногие.

«Минфин» попросил экспертов объяснить, почему гривна девальвирует осенью, и сколько будет стоить доллар к концу этого года. Аналитик Альпари Максим Пархоменко
Наша экономика максимально сильно зависима от закупок энергоносителей. Поэтому на осенний период и приходится ослабление гривны. Такая ситуация будет продолжаться и дальше. Полагаю, курс будет снижаться до 30 грн/$. Эти ориентиры — не прогноз. Это наша будущая реальность, которая станет таковой уже в 2020 году.

Этой осенью курс гривны также будет падать. Я бы ориентировался на прогноз Министерства финансов на уровне 27 грн/$. При таком курсе будут выполнены обязательства правительства перед населением. К концу года мы уже выйдем на эту цифру.

Вряд ли курс может сильно укрепиться. Единственное, что может произойти — более умеренное падение за счет высоких цен на экспортные товары. Сейчас курс на максимуме – выше гривна не будет.

Что касается НБУ, его основная задача – не удержание курса гривны, а ценовая стабильность. Регулятору важно, чтобы цены на батон и колбасу были приемлемы для населения, а курс – вопрос вторичный. Но если курс будет сильно расти или падать, Нацбанк будет вмешиваться в ситуацию и проводить интервенции. Допустимый порог на данный момент будет 28 грн/$, не выше.

На черном рынке после снятия ограничений доллар будет максимально близко торговаться к официальному курсу. На данный момент уже проводить там операции гораздо менее выгодно, чем раньше.

До 2020 года гривна не избавится от фактора сезонности. Я не вижу такой возможности до того момента, пока мы не нарастим добычу собственного газа или не снизим его потребление. Или нарастим экспорт до докризисных уровней, что будет способствовать росту курса гривны.

Игорь Куринной
Директор казначейства Банка Кредит Днепр Олег Куринной
На колебания курса влияют многие факторы: в частности, соотношение импорта/экспорта и поступление внешних инвестиций. Как видим, поддержка МВФ и рост экспорта в 2017 году положительно отразились на курсе гривны.

Также на курс гривны неизбежно влияют сезонные факторы. Особенно это касается предприятий АПК. Заведение выручки в период посевной и уборочной кампаний, финансирование импорта продукции, удержание средств до следующей посевной кампании — все эти процессы имеют сезонный характер.

По нашему мнению, этой осенью традиционно сработает сезонный фактор и окончание бюджетного года. Однако экстремального взлета курса не следует ждать. Вероятно, поначалу курс просядет, а потом, к концу года, может несколько укрепиться. Осенью диапазон колебаний будет зависеть от результатов уборки зерна и объемов экспорта. Думаю, курс гривны к концу года не опустится ниже 27 грн/$.

В краткосрочной перспективе сезонные влияния будут продолжаться. Для их нивелирования нужны структурные изменения экономики, снижение зависимости от импорта энергоносителей, экспорта металла, зерна и продуктов питания, а также развитие внутреннего рынка потребления. Но нельзя говорить, что сезонный фактор несет только негатив. Он достаточно предсказуем, а, значит, делает процесс курсообразования управляемым.

Андрей Шевчишин
Старший аналитик FOREX CLUB Андрей Шевчишин

Давление на гривну осенью-зимой оказывает рост спроса на валюту из-за закупки энергоресурсов, а также возобновление деловой активности в сентябре и активизация импортеров. С другой стороны, конец и начало года – это период выплат из госбюджета и госзакупок. Свободный гривневый ресурс направляется, в том числе, на покупку валюты, раскачивая рынок.

Если ситуация будет стабильной, и баланс факторов будет сохранен, мы ожидаем курс осенью в диапазоне 25-27,2 грн/$. К концу года, при негативном сценарии, курс может находиться в диапазоне 27-28,5 грн/$.

Сейчас на рынке есть факторы как для девальвации, так и дальнейшего укрепления гривны. Давление на курс национальной валюты будут оказывать закупки энергоресурсов, торможение экономики, накопление валютных запасов для предстоящих выплат по долгам. С другой стороны, поддержку окажет приток инвестиционного капитала под приватизацию и рынок земли, возобновление сотрудничества с МВФ.

НБУ, вероятно, будет сдерживать только критические движения и дисбалансы на рынке. До начала выплат по внешним долгам в 2018 году, которые, по данным регулятора, превысят $11 млрд, необходимо накопить нужный запас валюты. Без помощи привлеченного капитала покрыть такой объем будет проблематично. Поэтому сжигать запасы для удержания курса НБУ не будет.

В долгосрочной перспективе мы не ожидаем укрепления гривны ниже 24 грн/$, поскольку при таком курсе для украинского экспорта снизится ценовое преимущество, что может сказаться на экономике. Также подобное укрепление маловероятно с точки зрения инфляционного паритета с долларом. Поддержать гривну может приток инвестиций и открытие рынка земли, в результате чего отток валюты из Украины по внешнеторговым операциям и долгам будет перекрываться притоком капитала.

НБУ сегодня контролирует больше половины банковского сектора, вычищена большая часть обменных пунктов и схемных банков. Это значительно усложняет работу черного рынка. Более того, детенизация экономики и повышение официальных зарплат снизили потребность в теневых операциях высоких объемов. Мы ожидаем некой синхронности в движении курса на официальном и черном рынках, с небольшой маржой – до 2%.

Фактор сезонности связан с деловым циклом, периодом активной работы экспортеров и импортеров. Избавиться от него в ближайшие годы будет тяжело. Однако переход к 3-летнему планированию, взвешенная монетарная политика и инфляционное таргетирование могут значительно снизить амплитуду этих колебаний.

Анна Танцюра
Начальник отдела валютных операций Forward Bank Анна Танцюра

Закономерность с девальвацией гривны осенью наблюдалась не только в последние годы, после введение плавающего курса. Раньше при более-менее стабильном развитии экономики она также была. Сезонные колебания всегда были связаны с бизнес -циклами. Как только активность бизнеса росла, мы наблюдали резкие колебания на валютном рынке.

В последнее время видна корреляция курса грн/$ с бизнес-циклами аграрного сектора. С одной стороны, произошел рост доли агропродукции в экспорте из-за появления крупных агрохолдингов и развития сектора.

С другой стороны, после начала военных действий на востоке страны, промышленные предприятия резко снизили свою производительность, а значит меньше продукции уходило на экспорт. При отсутствии других валютных поступлений (инвестиций, кредитования) – экспортные поступления стали основным драйвером колебаний курса, помимо ситуативных факторов.

Что касается импорта, то в последнее время его влияние минимально. Во время острой фазы кризиса его объём был временно сведен к критическому (медицина, энергоресурсы и т. д.), пересмотрены закупочные цены на энергоресурсы и их объемы.

Из других факторов, влияющих на межбанковский валютный рынок, можно отметить выплату дивидендов иностранным собственникам, перечисление возмещения по НДС украинским компаниям, погашение индексированных гособлигаций, находящихся в собственности нерезидентов.

Плюс нужно учитывать крупные суммы выплат через ФГВФЛ в последние годы. Выплаты происходили в национальной валюте и, как правило, сразу конвертировались в валютные сбережения, повышая наличный курс доллара к гривне.

Думаю, в случае резкого дефицита валюты или ее переизбытка, НБУ будет реагировать. На конец июля международные резервы составляли $17,8 млрд – это 3,6 месяцев импорта при минимально необходимом показателе – 3 месяца. Мы видим, что пока резервы выше минимума на 20% и, вполне вероятно, будут использованы в случае необходимости на рынке.

Еще раз отмечу, что в связи с переходом НБУ на политику инфляционного таргетирования и трансформацией валютного законодательства для дальнейшего открытия рынка свободного движения капитала, сейчас речь не идет о пороговых или граничных курсах. Скорее, можно говорить о плавном снятии каких-либо ограничений, но с оперативным реагированием на резкие колебания курса, возникающие на рынке.

Мнение сайта «Минфин»

Сезонный фактор колебания курса связан с сырьевой ориентацией экономики и прошедшей деиндустриализацией. Это приводит к тому, что весной и летом гривна укрепляется из-за поступлений от продажи металлопроката и сельхозпродукции. Осенью и зимой — девальвирует за счет роста валютных затрат на отопительный сезон.

Постоянное преобладание импорта над экспортом приводит к «вымыванию» валюты из страны, что в сочетании с «бегством капитала» периодически обваливает гривну. Но ситуация начала меняться: владельцы крупных агрокомпаний строят инфраструктуру для хранения урожая, чтобы продавать его только в период более выгодных цен.

Металлурги, хоть и нехотя, но начали постепенную модернизацию. Ведь из-за роста цен на газ, они могут оказаться неконкурентоспособными при существующих энергозатратах на производство. Снизился спрос на валюту и из-за сокращения промышленности в зоне АТО, которая была активным потребителем импортируемых энергоносителей. Таким образом, постепенно фактор сезонности при курсообразовании ослабевает.

Этой осенью против гривны сыграют несколько серьезных факторов:

угроза популизма: увеличение соцвыплат (с октября вырастут пенсии и зарплаты части бюджетников) во многом необеспеченные ростом экономики;
неэффективная работа ЖКХ и неоднозначная система начисления и расходования субсидий по коммуналке. В этой ситуации при росте цен и тарифов создается все большая «дыра» между поступлениями от населения за коммунальные услуги и затратами предприятий коммунальной сферы. Эту «дыру» рано или поздно надо будет покрывать за счет госбюджета;
негативное сальдо между импортом и экспортом, что приводит к «вымыванию» валюты;
диспропорции в госфинансах: своевременная компенсация по НДС и значительные средства, скопившиеся на счетах Госказначейства (на 1 сентября более 61 млрд грн), которые при одновременном выходе в банковскую систему способны создать давление на валютный рынок;
политическая нестабильность, ситуация в зоне АТО, а также пробуксовывание реального реформирования госсектора;
зависимость валютного рынка от ситуативных интересов отдельных игроков и недоверие населения к банковской системе после банкопада 2014-2017 годов;
соблазн для чиновников постоянного наполнения бюджета за счет инфляционной составляющей и за счет девальвации гривны, без реального реформирования страны.
Исходя из вышеперечисленного, «Минфин» прогнозирует снижение курса гривны к уровню, заложенному в бюджете на конец года — 27,2-27,4 грн/$. Поскольку данный показатель — средний по году и в значительной части этого года курс был ниже этой отметки — у чиновников НБУ есть определенный зазор в сторону роста курса выше этой отметки. Это позволяет им в целом по году выйти на показатель 27,2-27,4 грн/$. Поэтому «Минфин» не исключает периодических ситуативных колебаний до 27-28 грн/$ в 4 квартале этого года.

Что касается черного рынка, то если Нацбанк сохранит все действующие послабления, то особого смысла покупать/продавать валюту у менял для рядовых граждан нет. Большинство из них будет проводить свои обменные операции в банках и обменниках финкомпаний, а значит — больших отличий черного и легального рынка не будет.

innika