Финансовые новости

Каким образом и когда будут отменять валютные ограничения

Восемь ключевых тезисов выступления заместителя директора Центра экономической стратегии Марии Репко на дискуссии по либерализации валютного рынка.

Вчера в пресс-центре Украинского кризисного медиа центра заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко презентовала отчет: «Валютные ограничения и либерализация движения капитала. Как и когда». По мнению аналитиков Центра, признаки восстановления, которые сейчас демонстрирует экономика Украины, дают повод считать, что текущее валютное регулирование ограничивает экономический рост, имея негативное влияние на бизнес. Поэтому его стоит пересмотреть. ЛІГАБізнесІнформ собрала самые яркие тезисы выступления Марии Репко.

О влиянии ограничений на бизнес и население

Мы провели опрос 15 компаний, которые занимаются экспортом и импортом, в том числе с иностранными инвестициями. Задали вопрос, что же нужно, чтобы начали заводить валюту в страну. Самый популярный ответ – создать предсказуемую нормативную среду, провести дерегуляцию и обеспечить начало экономического роста. Эти ответы были более популярны, чем прекращение войны на востоке. Последствием длительного ограничения для бизнеса является его сворачивание и переход в тень, где нет валютных ограничений.

Мы считали, что если снять валютные ограничения, люди понесут деньги на депозиты. Но это не так. Депозиты в гривне и в валюте, до и после снятия ограничений выбирало одинаковое количество людей. Это стало для нас сюрпризом. Общее последствие наличия ограничения для населения это переток валюты на черный рынок.

Если обобщить – текущее валютное регулирование приводит к сокращению деловой активности, уменьшению инвестиций, создает искривление стимулов для экономической деятельности, в частности увеличение теневого сектора, коррупционного разрастания и низкого доверия к гривне и финрегуляторам.

О международном опыте

Мы посмотрели на страны, которые в свое время проводили валютную либерализацию. Это Польша, Исландия, Израиль, Таиланд, Малайзия, Турция, Аргентина и др. Обобщив их данные, мы увидели, что ограничения обычно используются, когда уже исчерпаны все возможности влияния на валютный рынок другим образом. Когда не работают валютные интервенции, повышение процентных ставок и т. д. Мировая экономическая мысль сходится на том, что ограничения должны быть временные и работать в период кризиса. Эти ограничения вводятся одномоментно и очень широкомасштабно. Только тогда они эффективны.

О принципах выбора инструментов управления движения капиталом

Опыт стран показал, что прямые ограничения, запрет, лучше всего менять на ценовое влияние. Это резервирование, налоги, экономические предпосылки вместо прямого запрета. То есть, тебе это разрешено, но ты за это должен заплатить.

Прямые иностранные инвестиции и инвестиции в акции, для экономики более безопасны, чем например, валютные кредиты. Они не создают пузырей или опасности быстрого вывода денег. Следовательно, когда говорят о либерализации, то сначала говорят о либерализации прямых инвестиций и инвестиций в акции, а затем переход к краткосрочным потокам, таким как кредиты. Ну и валюта или гривны? Выбор очевиден. Приоритет инвестирование в гривну, снятие ограничений по гривневым инструментам.

Этапы либерализации

На первом этапе либерализуется приток прямых иностранных инвестиций. И в этот момент очень важно делать сопутствующие вещи. Это адаптация законодательства, переход с разрешительного характера на уведомительный. Очень важно усилить ликвидность рынка и продуционный контроль. Например, опыт Исландии и Таиланда показывает, что если слабый контроль в банках, то через несколько лет после либерализации система валится. Она просто не справляется с возросшими потоками, когда приходит либо кризисный период или небольшой отток капитала.

Следующий шаг – это либерализация оттока прямых инвестиций. Это то, к чему уже очень хочется прийти. Например выплаты дивидендов, об этом недавно говорила глава НБУ Валерия Гонтарева и что мы слышали от бизнеса – это то, что мешает иностранным компаниям принимать решения об инвестировании в Украину. Параллельно должна проходить либерализация других долгосрочных потоков. И вместе с этим очень важно создавать стимулы для прихода инвестиций в страну. Это делается как путем приватизации привлекательных активов, усилении защиты прав инвесторов, развитие внутреннего рынка капитала.

Об условиях либеразации

Какие должны быть условия валютной либерализации в краткосрочном периоде, чтобы это не вылилось в резкие скачки курса? Нужна успешная реструктуризация госдолга, наступление определенности с банками, их капиталом и банковской системой, а также достижение профицита торгового баланса или минимальный его дефицит. То есть обеспечение притока валюты в страну и увеличение резервов НБУ до того уровня, который позволит сглаживать краткосрочные колебания.

О перспективе полной либерализации

Условиями для полной либерализации, совсем полной, по мировым стандартам – это бюджетный дефицит на уровне до 3% ВВП, госдолг ниже 60% ВВП, низкая инфляция и высокая капитализация банковской системы. Для финансовой стабильности, резервы НБУ, по комбинированному кредитерию МВФ, должны составлять $60 млрд.

Об отмене ограничений

Уже сейчас можно провести некоторую модификацию ограничений по торговым операциям. НБУ над этим действительно работает. Мы считаем, что можно снимать ограничения на приток акционерного капитала. Например, сейчас, чтобы купить акцию иностранный инвестор должен зайти в Украину, завезти сюда деньги, поменять их на гривны, прийти к украинскому торговцу, открыть счет у украинского хранителя и только тогда может купить какую-то акцию. В мире это делается нажатием на одну кнопку. Но это сопряжено с реформами рынка ценных бумаг, которые должны пройти. Соответственно эти реформы должны быть гармонизованы с законодательным рынком ЕС, с нормативной базой. Если мы хотим видеть рынок интегрированным, то над этим нужно работать уже сейчас.

О стратегической перспективе

Две страны попытались просто снять все ограничения по щелчку пальца. Это сделали Израиль и Турция. Они находились примерно в таких же условиях, как и мы. У них была слабая финансовая система, высокая инфляция, бюджетный дефицит. Они решили, что либерализация позволит им двигаться дальше. Но, к сожалению, у них это не совсем получилось. Обе страны вошли в глубокий кризис и были вынуждены, потом вводить обратно все ограничения.

Довольно быстро, благодаря интеграции в ЕС либерализовали свои рынки Чехия и Эстония. На это им потребовалось пять-семь лет. Израиль и Польша либерализовывали капитальный счет очень долго, больше 10 лет. В Украине хотелось бы быстрее. Мы, как и Чехия и Эстония, хотим интегрироваться в ЕС. В нашем распоряжении их техническая и финансовая помощь. Мы можем ее использовать для ускорения процесса либерализации.

regional