Для прогрессивный режима монетарной политики нужны две важные предпосылки, считает председатель Совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.
Озвученный Национальным банком Украины инфляционный ориентир на конец 2016 на уровне 12% плюс-минус 4 процентных пункта является реалистичным. Сейчас в Украине происходит мощная дезинфляционная тенденция, ведь цены растут гораздо медленнее, чем в прошлом году. Инфляция в годовом измерении уже замедлилась вдвое: с пикового уровня 61% в апреле 2015 году до 33% в феврале 2016 года. По итогам марта ожидается существенное замедление до 21%, а в апреле до 10% или даже меньше. Умеренное ускорение инфляции до конца года предстоит прежде всего из-за повышения цен на административно регулируемые коммунальные услуги (газ, тепло, электроэнергия).
Политика инфляционного таргетирования в Украине до сих пор не внедрена, но подготовка к этому знаменательному событию продолжается. Это прогрессивный режим монетарной политики, но для него нужны две важные предпосылки.
Во-первых, это прекращение практики фискального доминирования в монетарной политике. Нужно перестать считать Национальный банк основным источником финансирования дефицита государственных финансов, включая дефицит НАК “Нафтогаз Украины”. В этом направлении достигнут существенный прогресс: дефицит НАК “Нафтогаз Украины” существенно уменьшен, НБУ практически не выкупает облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Теперь нужно закрепить этот принцип и не планировать поддержку центрального банка в финансировании государственных финансов в будущие периоды.
Во-вторых, нужно завершить процесс вывода внутренних цен на энергоресурсы на рыночный уровень. Это тот инфляционный потенциал, который практически невозможно регулировать действиями Национального банка Украины. Когда Украина приблизится к завершению этой фундаментальной реформы, тогда украинский центробанк может и должен взять на себя полную ответственность за инфляцию в стране.