Экс-председатель правления "Хрещатика" Дмитрий Гриджук допускает, что банк был доведен до неплатежеспособности в результате преднамеренной атаки, но от прямых обвинений воздерживается.
“Скоординированность процессов, как и наличие явных свидетельств того, что в отношении банка была проведена информационная атака, действительно заставляют высказать предположение о преднамеренности происходящего. Но без достаточных конкретных доказательств обвинять кого-либо, особенно публично, основываясь только на предположениях и домыслах, не считаю возможным”, – заявил Гриджук в интервью ZN.UA.
По его словам, после 18 марта было заметно постепенное уменьшение средств коммунальных предприятий, т.е. открытие счетов в других банках таких крупных КП, как “Киевпастранс”, “Киевский метрополитен”, “Житлоинвестбуд-УКБ”, ГИОЦ, закрытие зарплатных проектов и др. “Всего до конца марта было потеряно ресурсов в пределах 120 млн грн, что было на тот момент еще некритично.
Но с 31 марта началась серьезная информационная атака на банк, в ходе которой на сайтах различных предприятий, в блогах и постах депутатов Киеврады, других разнообразных каналах коммуникаций, вплоть до бумажных объявлений на наших банкоматах, начали появляться сведения о том, что акционеры банка выводят деньги, поэтому настоятельно рекомендуем платить по счетам, квитанциям и платежкам в других банках.
Таким образом, уже с 1 апреля мы не по своей вине перестали принимать даже коммунальные платежи. Проблемы начали нарастать, как снежный ком…”, – рассказал бывший глава банка. “В итоге сформировалась следующая ситуация: если в стандартном текущем режиме поступления на текущие счета клиентов составляли в пределах 200–240 млн грн, то в понедельник, 4 апреля, это уже было где-то 35 млн, а во вторник — всего 800 тыс. грн.
Столь резкое уменьшение поступлений на счета сопровождалось тем, что начали образовываться очереди физлиц по досрочному изъятию депозитов и переводу денег в другие банки. В подобных “набегах” самостоятельно не может выстоять ни одно финучреждение. Это и вынудило нас ограничить выплаты в банкоматах и кассах банка, но из-за вышеупомянутого падения текущих поступлений на счета произошло критическое падение ликвидности банка”, – отметил он.
Гриджук подчеркнул, что до последних дней банк вполне справлялся за счет динамики текущих счетов, погашения задолженностей, и привлекая ресурсы у регулятора на рыночных условиях. “Хочу обратить внимание, что привлечение рефинансирования у НБУ на его регулярных тендерах под залог наиболее ликвидных госбумаг в условиях уже отмечавшейся дороговизны ресурсов — вполне нормальная практика для банковского бизнеса. Мы осознанно делали это, чтобы снизить стоимость фондирования банка. Все полученные займы мы каждый раз своевременно погашали”, – отметил Гриджук.
По его словам, на 1 апреля объем вкладов населения в “Хрещатике” составлял 2,828 млрд грн, на 6 апреля — 2,843 млрд. “Увеличение в основном произошло за счет начисленных процентов. Насколько мне известно (был в это время в отпуске), с начала апреля залоги не освобождались, поскольку это происходит процедурно только при полном погашении кредитов. В субботу, 2 апреля, такие операции не проводились, в воскресенье, 3 апреля, банк не работал. Думаю, комментировать это даже не стоит, не говоря уже о несостоятельности и противозаконности заявлений некоторых чиновников”, – отметил Гриджук.
“Все проблемы устойчивости банка были вполне решаемы, как и вопросы докапитализации”, – заявил экс-глава “Хрещатика”. Напомним, Национальный банк Украины направил в правоохранительные органы письмо с перечислением свидетельств ведения организованной преступной деятельности в банке “Хрещатик”, которая, согласно позиции Нацбанка, и стала причиной его банкротства.