Богатые, возможно, тоже плачут, но вот их фондовые рынки обновляют исторические максимумы за историческими максимумами, и только торговые войны Трампа приостанавливают рост
Индекс S&P500 откроет утро пятницы на отметке в 2901 пункт, немного отступив от несколько раз обновленных исторических максимумов на фоне разговоров о тарифах. Причем не тарифах на газ в Украине, как вы могли бы подумать, и даже не коммунальных тарифах в Огайо, где этот вопрос может быть и актуален иногда, – а снова о переговорах с китайцами. Самоубийственный протекционизм не отпускает Трампа. В то же время, развивающиеся рынки продолжают страдать. На прошедшей неделе основные новости приходили из Аргентины и Турции, демонстрирующие худшую динамику среди развивающихся рынков. Не считая, конечно, Венесуэлы, которая давно пробила дно здравого смысла и теперь упражняется с суверенной криптовалютой, почему-то надеясь, что история с ней не повторит путь валюты обыкновенной. Впрочем, искать логику у властей Венесуэлы давно не принято и все больше венесуэльцев пытается сбежать из страны, причем не бегут только в сторону океана, – пишет Сергей Фурса в блоге на Новом времени.
Аргентина на прошедшей неделе вынуждено подняла учетную ставку до 60%, попросила ускорить помощь МВФ, но пока это не помогает удержать песо. Злая ирония в том, что из Аргентины продолжают бежать инвесторы, которые пришли сюда за последние пару лет и очень любили как аргентинский риск, так и аргентинского президента, имеющего имидж реформатора. Но когда ставки выросли, а Трамп поднял планку риска, начав торговые войны, выяснилось, что и реформы делались очень медленно, и основные аргентинские проблемы, – дефицит, что торговый, что бюджетный, – никуда не делись. Любовь ушла, завяли помидоры, да еще и урожай пострадал от засухи. Так или иначе, Аргентина продолжает сопротивляться кризису как по учебнику, и скоро должен настать момент, когда старания увенчаются успехом. Правда, ни курс назад не вернется, ни большинство инвесторов – в ближайшее время. Турция не делает ничего правильного, а Эрдоган продолжает надувать щеки. Неделя мусульманских каникул вроде бы дала шанс на передышку, но Анкара так ничего и не предложила инвесторам. В итоге, турецкая лира продолжает сползать в бездну, а спекулянты ждут, когда же Эрдоган наступит на горло своей песне и поймет, что Катара недостаточно, и таки обратится к МВФ.
Украинский сегмент еврооблигаций не мог остаться в стороне от кровавой резни на развивающихся рынков. Но пока у нас все проходит в лайт-режиме. К тому же, Минфин умудрился провести частное размещение долга, не дожидаясь МВФ, что немного успокоило инвесторов. Ненадолго, конечно, но пока – хватит. Правительство привлекло $725 млн у крупнейших фондов. Платой за закрытое размещение и скорость его проведения стала ставка, которая составляет порядка 9%. Определение точного его уровня может стать хорошей вариативной задачкой для студентов, изучающих финансовую математику. В результате, Минфин закрыл вопрос с выплатой купона по еврооблигациям 1-го сентября. И может дождаться приезда миссии МВФ. В Фонде уже вышли из отпуска и на следующей неделе прилетят в Украину. Пока же правительство продлило действие текущих цен на газ еще на один месяц: оставляя интригу до последней секунды – как в хорошем голливудском блокбастере. Главное, правда, чтобы мы смотрели именно блокбастер с хэппи-эндом, а не традиционный украинский арт-хаус фестивального кино.
Украинская валюта тоже находится под давлением, но, скорее, внутренним, чем внешним. Из Украины пытаются уйти некоторые залетные иностранцы, но их не так много, чтобы это вызывало шок. Помогает, что Украина живет в закутке мировой экономики и к нам добираются только редкие охотники за экзотикой. А вот аграриев, которые работают в тени высоких посевов подсолнечника или кукурузы, достаточно много, чтобы создавать спрос на валюту. Эти же аграрии помогают гривне весной, но осенью становятся агентами зла. И гривна постепенно шагает вниз, приближаясь к своим значениям января текущего года. Утро пятницы начнет уже подле отметки в 28,3 грн за доллар. Нацбанк тратит резервы, сглаживания колебания и заставляя экономистов спорить, стоит ли сдерживать падение или надо просто отойти в сторону и посмотреть, куда это все прилетит. Все-таки резервы не бесконечные. В то же время, «отход в сторону» иногда бывает и негативным. Доказано недавним украинским опытом, когда резервы просто закончились сами по себе.
Так или иначе, теперь очевидным становится то, что на следующей неделе НБУ будет снова поднимать ставку. И если раньше все могло ограничиться символическими 50 пунктами, то сейчас, как на фоне падения гривны, так и последствий слабых решений Центробанков в Турции и Аргентине, не исключен более резкий шаг. Тем более, что сейчас украинские 17,5% выглядят детским лепетом на фоне аргентинских 60%. Равно как и динамика гривны выглядит образцом стабильности на фоне динамику валют как Турции и Аргентины, так и всех развивающихся рынков в целом. После того, как правительство смогло привлечь деньги на внешнем рынке, Минфин потерял интерес к внутренним привлечениям. В итоге, на прошедшем аукционе не было валютных бумаг, которые уже очень полюбили украинские физические лица. По крайней мере, те, кто понимает, что такое ценные бумаги и способны оценить тот факт, что риск по государственному долгу всегда ниже, чем риск по банковским депозитам. Ведь если суверен допустит дефолт, то стоять в очереди в банк за своим депозитом уже будет бесполезно.