До конца 2017 г. 10-15 банков могут покинуть банковский рынок .
Что бы ни говорили чиновники, банкопад в Украине не прекратился, несмотря на закрытие 87 банков с 2014 г. В 2017 г. в стране может быть ликвидировано еще по меньшей мере 10-15 банков. Большинство из них — совсем небольшие финучреждения, лишь 2-3 потенциальных банкрота может относиться к средним. Главная проблема для всех них — выполнение требования Нацбанка по увеличению уставного капитала: через полгода он должен был наращен до 200 млн. грн. А у многих даже сильнее. Акционерам многих структур нужно будет вложить еще больше, чтобы выполнить еще и новые требования к расчету кредитного риска (постановление НБУ №351, вступившее в силу с 1 января 2017 г.). Как раз сейчас центробанк проводит стресс-тестирование 37 небольших банков (на них приходится 2% активов всей банковской системы), так что будет следить за тем, чтобы все его требования выполнялись четко.
На распутье
Требование по увеличению капитала до 200 млн. грн. — это второй этап глобальной программы по капитализации банковской системы, которую Нацбанк заявил больше года назад. Первый — увеличение уставного капитала до 120 млн. украинские банки прошли в прошлом году. Теперь им предстоит к 11 июля 2017-го нарастить свои капиталы до 200 млн. грн, к той же дате 2018-го — до 300 млн. грн, 2019-го — до 400 млн. грн, 2020-го — до 450 млн. грн и 2024-го — до 500 млн. грн
Владельцам многих из вышеупомянутых 37 банков не по карману ежегодные вливания крупных сумм в свои структуры. Потому они сейчас развернули мощную кампанию против глобальной капитализации от Нацбанка. Регулятора пытаются уговорить на компромисс: финансисты наращивают капиталы лишь до 200 млн. грн. в этом году, как требует НБУ, а после этого ограничивают круг своих операций, за что им позволяют не наращивать ежегодно капиталы и выходить на отметку 500 млн. грн. Они уверяют, что их бизнес-модель позволит им работать с 200-милинными капиталами.
К этому компромиссу сейчас привязано все. Если центробанк не согласится сделать исключение для банков с неполными лицензиями, и отказаться от глобальной идеи капитализации, то небольшим финучреждениям не будет смысла тратиться и наращивать свои капиталы даже до 200 млн. грн. к лету 2017 г.
«Многие из акционеров, понимая, что не надо будет в какой-то перспективе искать снова деньги для дальнейшего наращивания капитала, примут решение продолжить работу. 200 млн. грн. они готовы выполнять», — подтвердила исполнительный директор Независимой ассоциации украинских банков Алена Коробкова.
И как добавил мажоритарный акционер ПАО «Банк Альянс» Александр Сосис, небольшие банки согласны также на введение дополнительных требований к своей работе. «Мы не против изменения для нас каких-то экономических нормативов. Тогда мы будем отличаться от других коллег. Но дайте нам капитал в 200 млн. грн.», — отметил он.
В Нацбанке пока никаких обещаний не дают. Может быть, потому, что понятия не имеют, что сейчас происходит в банках-малышах: чтобы прояснить ситуацию чиновники и проводят стресс-тестирование 37 банков.
«Требование в 200 млн. грн. не изменится. До выполнения 300 млн. грн. еще полтора года. Но сперва — диагностика. Будем смотреть по ситуации», — сказала заместитель председателя Нацбанка Катерина Рожкова.
А может нацбанковцы тянут с ответом еще и для того, чтобы вынудить владельцев «малышей» еще до своего ответа нарастить капиталы структур до 200 млн. грн. — даже если их придется со временем ликвидировать, в руках НБУ будет больше средств (капитала) для покрытия убытков, закрываемых финучреждений. Хотя и слабо верится в то, что кто-то на слово поверит нынешнему руководству Нацбанка, которое невзирая на все обещания закрыло 87 банков. И до появления постановления НБУ с поблажками (которых сейчас добиваются небольшие банки) поторопятся с наращиванием капитала до 200 млн. грн.
Многие банки еще раньше все для себя решили, и готовятся покинуть этот рынок. По словам Катерины Рожковой, несколько структур уже сообщили в центробанк о своих планах отказаться от банковской лицензии и перейти в ранг финансовых компаний, до которых НБУ еще не добрался (закон о подчинении ему небанковских финучреждений застрял в Верховной Раде, и пока их контролирует Нацфинуслуг). Кроме того, в Нацбанк было подано 5 заявок от банков на объединения. Рожкова пока отказывается называть имена структур, которые готовят эти альянсы. Официально слияния подтвердили лишь в Индустриалбанке и Экспресс-Банке — контролируются одним владельцем.
Собственно, это и есть те 10-15 банков, которые могут покинуть банковский рынок до конца 2017 г. Если же Нацбанк не договорится с остальными «малышами», то будет прикрыто куда больше структур. Как бы там ни было, в группе риска сейчас находятся все 37 банков, проверяемые регулятором. И вкладчикам, которых они обычно заманивают на обслуживание высокими процентными ставками, стоит несколько раз подумать прежде чем открывать там счета.
Тест — не гарантия
Крайне внимательно вкладчикам нужно относиться и к продиагностированным Нацбанком структурам. Только у 21 из 60 оттестированных банков все в порядке с капиталом. Все остальные подписали с НБУ соглашение о капитализации, и пока находятся «на карандаше» у чиновников. То есть могут быть в любой момент закрыты регулятором, как только нарушат условия соглашения.
«В Нацбанке могут просчитать не все факторы. Например, собственник может передумать заниматься банковским бизнесом уже после проведения проверок. Если в отчетности банков, поданной на 1 января, окажутся «сюрпризы», то с рынка могут еще уйти 5 и больше банков», — отметил председатель комиссии по банковскому анализу Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Меньше проблем у банков с иностранным капиталом — их поддерживают деньгами из-за границы. «Даже Внешэкономбанк, который политически ангажирован, обеспечил платежеспособность украинской дочки — Проминвестбанка», — констатировал Шапран. Хотя все понимают, что банки с российским капиталом из-за войны на востоке страны и Крыма находятся в зоне риска: Верховная Рада может в любой момент принять закон, обязующий Нацбанк отозвать у них лицензии по военно-политическим соображениям. Подобные законопроекты уже неоднократно вносились в парламент.
В центробанке уже обрисовали два сценария будущего российских «дочек»: либо они будут проданы, либо просто сведут свой бизнес к минимуму. К такому, чтобы НБУ смог их закрыть без большого ущерба для Фонда гарантирования вкладов физлиц.
У банков с европейскими акционерами ситуация намного лучше: они увеличили капиталы, и пытаются выходить на самоокупаемость. Конечно, большинство из них все еще стоит на продаже, так же как и пару-тройку лет назад, однако на них пока нет покупателей. Да и украинский менеджмент все чаще убеждает западных хозяев в перспективе украинского банковского рынка после закрытия массы конкурентов.
«Мы сейчас проходим дно банковского кризиса. Банки будут восстанавливаться еще 2-4 года. Поэтому если кто-то и продаст финучреждения, то уйдет с убытками. Думаю, из банков первой двадцатки вряд ли кто-то покинет рынок. Европейцы на это не пойдут», — уверен Шапран.
Еще проще ситуация с государственными банками, в том числе и с недавно национализированным Приватбанком. Минфин продолжит покрывать их убытки за счет наращивания капитала. Недавно было принято решение о капитализации Ощадбанка на 3,5 млрд. грн. и Укрэксимбанка на 3 млрд. грн. И как признались сами чиновники, это вливание может оказаться не последним в 2017 г. Если по итогам работы в 2016 г. им потребуются дополнительные средства, то их выделят. Слишком много правительство вложили в эти структуры, чтобы допустить их банкротство. Да и Фонд гарантирования не осилит выплаты вкладчикам тройки Ощад, Приват, Эксим. Так что их продолжат финансировать за счет долговых бумаг (облигаций внутреннего госзайма), с какими бы проблемами они не сталкивались.