Финансовые новости

Печатание векселей в экономике не спасет Нафтогаз

По мнению исполнительного директора CASE Украина Дмитрия Боярчука, эмиссия долговых бумаг правительства лишь усугубит проблемы газового монополиста.

Идея расплачиваться векселями по государственным обязательствам уже давно забавляет экспертное сообщество. Недавно руководство страны сделало еще один шаг к началу работы этого “прекрасного инструмента”. Президент Украины Виктор Янукович разрешил предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) покрывать векселями свои долги, возникшие в результате разницы тарифов на тепловую энергию для населения. Об этом говорит директор CASE Украина Дмитрия Боярчука, сообщает ЛІГАБізнесІнформ.

Все выглядит просто идеально: предприятия ТКЭ, накопившие колоссальную задолженность за поставленный газ перед Нафтогазом Украины (по некоторым оценкам, достигающую 17 млрд. грн.), теперь смогут списать часть своих обязательств, передав по цепочке выписанные Кабмином векселя в Нафтогаз. Этим упражнением достигается две цели: (а) балансы теплокоммунэнерго несколько улучшатся, (б) по дороге эти квази-деньги никто не разворует.

Но в этой истории остается без ответа главный вопрос – что с этими бумажками будет делать Нафтогаз? По сути, бывшему энергетическому монополисту деньги нужны только для расчетов за газ с Россией. Но вот незадача – Газпром даже гривни принимать не соглашается, что уже говорить о векселях.

Эмиссия векселей по сути ничем не отличается от кредитов Ощадбанка или облигаций Минфина
В случае с Нафтогазом все эти схемы упираются в одну маленькую загвоздочку – и кредиты, и облигации, и векселя нужно где-то обменять на твердую валюту, чтобы расплачиваться с Москвой.

Судите сами: недавно Кабмин принял решение подкрепить НАК гособлигациями на 10,7 млрд. грн. (бумаги пойдут в уставный капитал Нафтогаза), векселя на 2,85 млрд. грн. скоро также окажутся на счетах энергетического гиганта. В этой ситуации министр энергетики и угольной промышленности должен был бы гордо заявить Газпрому, что долг $1,3 млрд. (10,7 млрд. грн.) за август и октябрь – это вовсе не проблема. Но не тут-то было. Сколько не печатай векселей – валюты в резервах Нацбанка от этого больше не становится. Поэтому на балансе Нафтогаза эти бумажки будут оставаться до тех пор, пока в стране не появится больше конвертируемой валюты.

Тогда зачем была вся эта затея с векселями, спросите вы, если они не нужны даже государственным предприятиям? Вопрос хороший, но риторический. Может, ответ кроется в непомерной жадности наших правителей, и за векселями стояла очередная гениальная “бизнес-идея”? А может наше руководство подумало, что горы учебников по базовой экономике писали дилетанты, и решило изобрести колесо? А может еще проще – в очередной раз “как лучше” перепутали с “как всегда”? В любом случае, переливанием из пустого в порожнее вряд ли даст толчок нашей экономике и наполнит государственную казну.

regional