Украинцам следует привыкать, что ставки по депозитам в гривне в надежных банках едва будут покрывать инфляцию и девальвацию. По крайней мере при этой власти гривна будет оставаться плохим инструментом накопления денег.
Во вторник Национальный банк Украины представил обзор банковского сектора. В нем говорится об итогах работы банковской системы в 2016 году.
Прошлый год запомнится банкирам надолго, поскольку изменение рельефа банковской системы было настолько сильным, что события 2016 еще долго будут влиять на состояние дел в наиболее развитой финансовой отрасли страны. Более того, значительные изменения рядовые граждане почувствуют уже в 2017 году.
ЕП выделяет главные явления и тренды в банковской системе 2016 года.
Рекордные убытки
“В 2016 году зафиксирован исторически высокий ущерб сектора – 159 млрд грн, что обусловлено резервированием кредитного портфеля ПриватБанка. Для остальных банков отчисления в резервы значительно снизились, а совокупные убытки уменьшились до 23 млрд грн по сравнению с 66 млрд грн в 2015 году”, – говорится в обзоре регулятора.
Этот ущерб на самом деле отражает не столько настоящий финансовый результат 2016 года, сколько убыточную деятельность банков за предыдущие годы.
Прибыльными банки были только на бумаге, игнорируя соблюдение нормативов и честное отражение качества кредитного портфеля. Если верить регулятору, то в 2017 году система наконец имеет шансы продемонстрировать настоящие прибыли.
В то же время не исключено, что формирование резервов ПриватБанка происходило не совсем прозрачно. Есть основания считать, что это финансовое учреждение сможет расформировывать часть сформированных резервов и быть самым прибыльным, однако благодаря не успешной деятельности, а расформированию резервов.
Рынок для крупных
В 2016 году продолжалась концентрация сектора. “На начало 2017года 20 крупнейших банков формируют 89,4% активов системы (год назад – 86,4%)”, – отмечает регулятор. В 2017 году этот тренд будет продолжаться. Такие тенденции наблюдаются прежде всего из-за исчезновения с рынка малых и средних учреждений.
Другой интересный тренд – в системе почти не осталось влиятельных игроков с частным украинским капиталом. В самой двадцатке банков с частным украинским капиталом являются только два банка – ПУМБ и “Южный”. Кроме государственных, существенные доли рынка имеют только иностранные банки, включая российские.
Новая-старая монополия
Решая старые проблемы, НБУ получил новые.
“После перехода ПриватБанка в государственную собственность доля государственных банков в чистых активах выросла до 51,3% (с 28,1% в начале 2016 года), по депозитам населения – почти в три раза до 59,5%”, – отметил регулятор.
Для регулятора проблема может быть в том, что теперь не он будет указывать банкам, что делать, а Минфин, сконцентрировав 60% системы в своем подчинении, может указывать регулятору, как ему регулировать рынок.
Более того, поскольку государство – плохой собственник, рост доли государственных банков может привести к новым расходам на докапитализацию за счет налогоплательщиков. Корпоратизация государственных банков происходит преимущественно на словах, поэтому в среднесрочной перспективе они остаются политически уязвимыми.
Конец эпохи высоких ставок
“Процент по 12-месячным депозитам физлиц за год снизился на 3,8 п.п. До 17,5% годовых в гривне и на 2,2 п.п. До 5,7% годовых в долларах”, – констатировал регулятор.
Основными причинами снижения ставок НБУ называет уменьшение ключевой ставки с 22% до 14% и улучшение ликвидности банков благодаря приросту депозитов физических лиц. Еще одна причина – исчезновение с рынка “банков-пылесосов”, которые принимали депозиты по завышенным ставкам, не имея намерений их возвращать.
Учитывая концентрацию системы, где царят государственные и иностранные банки, надежные учреждения вряд ли будут предлагать депозиты существенно выше, чем стоимость депозитных сертификатов НБУ, цена которых зависит от ключевой ставки регулятора.
Простыми словами, украинцам следует привыкать, что ставки по депозитам в гривне в надежных банках едва будет покрывать инфляцию и девальвацию. По крайней мере при этой власти гривна будет оставаться плохим инструментом накопления денег.
Дедолларизация банковской системы
Официально банки “дедоларизуються”.
“Валовые гривневые кредиты субъектам хозяйствования возросли на 87 млрд грн (+ 27%), а в иностранной валюте сократились на 4,1 млрд долл в эквиваленте, что отчасти объясняется перекредитованием в гривне”, – отмечает регулятор.
Кроме этого, по данным Нацбанка, стоимость депозитов в долларах и евро достигла новых исторических минимумов, поскольку спрос банков на валютное фондирование остается низким”, – отметил регулятор.
Так, наиболее надежные банки из-за рисков не готовы работать с валютой. Отдельные надежные банки по долларовым депозитам дают символические 0,01%, выполняя лишь роль “сейфа”. Однако даже при таких условиях долларизация вкладов выросла на 1,4% из-за эффекта ослабления гривны.
Александр Моисеенко