После катастрофы с лирой большинство людей все понимают, а сдающие доллары работают на камеру, пишет в Фейсбуке журналист Осман Пашаев.
Турецкая лира немного пришла в себя. Сейчас курс 6.35 лир за доллар. Министр финансов и зять президента Берат Албайрак заявляет, что доллар отныне утратил доверие турецкого народа. Президент Эрдоган призывает пользоваться турецкими смартфонами и бойкотировать iphone. Министр градостроительства Турции заявил, что в строительных проектах правительства больше не будут пользоваться американскими материалами.
“Хюрриет” публикует фото турецкого “народа”, сжигающего доллары и ждунов в очередях к обменникам, сдающих долларовые запасы.
Похоже на “крымчан, сжигающих украинские паспорта”. Телепропаганда для верующих в съеденных снегирей. Несправедливо, если из-за картинки, которую рисует власть, будут судить о турках.
Очень многие всё понимают. И таких – почти половина страны, а после катастрофы с лирой, возможно, даже больше половины. И все сдатчики-стахановцы долларов работают на объективы камер – вдруг султан заметит, или визирь, или пятый помощник смотрящего от визиря на районе.
Ведь статистика показывает, что валютные сбережения либо растут, либо депозиты переводят в наличку, боясь моратория на снятие валюты. Массового перевода валютных вкладов в лиру нет. Зять-министр Албайрак и подконтрольный ему Центробанк обещают не замораживать вклады.
Скорее всего, с помощью Европы доведут доллар до 6 лир и буду праздновать общенациональную победу над ненавистным баксом.
И все будут делать вид, что султан, пусть с потерями, но победил.
Даже маловероятный курс 5 лир за доллар означал бы, что за полгода турки обеднели на 30% (примерно как украинцы в 2009, когда курс скакнул с 5 до 8 гривен за доллар). Только потому что, кто-то 10 лет “юзал” избыточную мировую ликвидность. Кредитовал плохо кредитуемое. И вложился в скупку половины страны, чтобы потом отбить покупку раздеванием всей.