Финансовые новости

Из-за санкций мощные крымские компании могут оказаться за шаг до банкротства, – эксперт

Когда-то мощный Севастопольский морской порт уменьшил грузооборот на 95%

Из-за санкций “Массандра” потеряла до трети доходов от экспорта за границу Мощные крымские предприятия, которые попали в санкционные списки Єврозоюза и США, могут обанкротиться. Ведь им закрыли рынки сбыта товаров, они не могут купить необходимые оборудование и материалы, которые им нужны для производственного процесса. Денег для аннексированного Крыма в Москве нет, а поэтому и “замораживают” отдельные расходы до 2016 года. Об этом пишет в своей колонке на РБК доцент Финансового университета при правительстве России Сергей Костяев. “Росстат не балует подробными данными о крымской экономике.

Поэтому в ходе научно-исследовательской работы “Политическая и социальная адаптация Крыма” по государственному заданию правительства РФ мы напрямую общались с руководителями местных предприятий. Большинство крымских компаний находятся в крайне тяжелом положении, и без срочной поддержки из Москвы есть реальная угроза их банкротства и дальнейшего роста социальной напряженности”, – отметил Костяев. Отметим, что в санкционный список попали агрофирма “Магарач”, “Массандра”, завод шампанских вин “Новый свет”, “Азовский ликеро-водочный завод”, “Универсал-Авиа”, порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Керченская паромная переправа, Нефтяной терминал Феодосии, “Черноморнефтегаз”, Российский национальный коммерческий банк, санаторий “Нижняя Ореанда”. Влияние санкций США и ЕС на деятельность большинства крымских предприятий большой. Например, ограничения на торговлю с ЕС крайне негативно сказывается на деятельности знаменитого завода шампанских вин “Новый свет”.

Предприятие перестало получать пробковый материал для бутылок, который оно ранее закупало в Испании и Португалии, и вынуждено переходить на другие способы упаковки бутылок. Нет и винных материалов, а также бутылок, которые покупали раньше в Украине, а налаживание новых деловых связей с Россией идет крайне трудно. “Массандра”, которую подчинили управлению делами президента РФ, испытывает аналогичные проблемы: прекращение поставок из-за рубежа, прекращение экспорта продукции в другие страны, который ранее приносил 20-30% прибыли.

Севастопольский морской порт испытывает еще большие трудности от санкций. Запрет европейским судам останавливаться в порту привел к снижению грузооборота на 95%. Объединение с другими предприятиями создало ситуацию, при которой нужно сокращать 80% сотрудников, но уволить лишний персонал не можно, не вызывая локального социального взрыва. В результате падения товарооборота и снижение прибыли, образовались долги по налоговым отчислениям и за электроэнергию.

По состоянию на 5 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство по аресту счетов для взыскания задолженности по налогам и платежам за электроэнергию, – рассказывает главный инженер порта Василий Соколов. В “Универсал-Авиа” основная проблема заключается в потере зарубежных клиентов, которые до введения санкций работы по тендерам ООН и других международных организаций приносили около 75% прибыли.

Альтернативных источников дохода со стороны России пока нет. “Черноморнефтегаз” даже улучшил показатели: в 2014 году компания транспортировала 1 млрд куб. м газа, а в 2015 году – 2,4 млрд куб. м газа. Но компании приходится прибегать к многоходовым схемам, чтобы закупать необходимое зарубежное оборудование фирмы Siemens через третьих лиц.

“Дальнейшее развитие ситуации видится в рамках негативного сценария. Отмена санкций в отношении крымских предприятий не произойдет ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, поскольку основанием для их введения служат конкретные решения крымского парламента о национализации собственности, ранее принадлежавшей Украине.

Пока не отменены решения, действуют санкции. Крым будет эволюционировать в сторону Северного Кипра – это замороженный конфликт без очевидных перспектив решения. Проблема международного юридического статуса и наличие программ санкций будет противодействовать инвестициям в этот регион. Единственным выходом из ситуации могла бы быть государственная поддержка местного бизнеса через прямые бюджетные субсидии, но денег, похоже, нет”, – отметил доцент Финансового университета при правительстве России Сергей Костяев.

kuznecov