Финансовые новости

Как вирус Petya повлиял на курс гривни, – эксперт

О временных факторах влияния на курс (Petya, МВФ) и долгосрочный тренд девальвации пишет экономист Григорий Кукуруза.

Курсообразование последних 8 дней функционирования валютного рынка (27.06-07.07) наглядно показало нам, что инфляционное таргетирование вовсе не предполагает стихийных колебаний курса, и в случае значительного влияния временных внешних факторов Национальный банк готов оперативно сглаживать вызванные ими колебания.

Так, несмотря на значительную волатильность кривой курса, обусловленную влиянием кибератаки (27.06), отсрочкой Международным Валютным Фондом выделения Украине пятого транша, вследствие отсутствия прогресса по проведению пенсионной и земельной реформ (04.07) и несовпадения рабочих дней в США и Украины (05.06 ), благодаря валютным интервенциям НБУ 29.06 и 05.05 волатильность курса в данный период составила всего 0,17% (при среднем значении с начала года в 1,66%), а сам курс – почти вернулся к предыдущему значению.

Тем не менее, фундаментальные факторы курсообразования указывают на выход гривни к долгосрочному тренду плавной девальвации. Его основой являются окончание периода “дешевого” доллара в США и соответствующее повышение учетной ставки ФРС (с 0,12% 11.15 до 1,04% 06.17). Последняя определяет доходность казначейских облигаций США (условно полностью безрискового актива) и повышает среднемировую премию инвесторов за риск.

Как данный фактор повлияет на курс гривни? Во-первых, относительная дешевизна или дороговизна доллара как финансового актива определяет цену всех остальных финансовых активов, в том числе – сырьевых (нефти, металлов, зерновых), которые составляют до 90% экспорта Украины. На фоне высокой вероятности дальнейшего повышения учетной ставки ФРС на 200 базисных пунктов (до 3%) до 2019 года, МВФ уже ухудшил свой прогноз по индексу цен сырьевых, ожидая роста цен на большинство его составляющих только с 2021 года.

Во-вторых, около 12% государственного и гарантированного государством долга Украины привязаны к плавающим процентным ставкам, и повышение среднемировой стоимости капитала аналогичным образом повлияет на стоимость обслуживания данной части долга и повысит стоимость дальнейших привлечений. Именно поэтому, несмотря на очевидную завышенность учетной ставки, НБУ принял решение оставить ее на прежнем уровне (12,5%). Хотя данный шаг и не решает долгосрочной проблемы дефицита текущего счета, в краткосрочном периоде (квартал-два) он позволит значительно смягчить колебания курса и даст необходимое правительству время для завершения ключевых реформ.

regional