27 сентября в Киеве в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко открылась уникальная выставка - 100 картин европейских художников VI-XVIII веков, составляющих золотой фонд музеев Украины. Многие из них публика увидит впервые.
В нее вошли 100 шедевров из девяти музеев, придирчиво отобранных российскими и украинскими специалистами. И те и другие считают получившееся собрание уникальным.
“Выставка очень большая, представляет самые разные школы, самые выдающиеся произведения, показывает уникальность украинских [музейных] коллекций”, – рассказал еженедельному журналу Корреспондент российский куратор Вадим Садков, сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. Пушкина.
С 27 сентября до 11 ноября лучшие произведения старых мастеров из коллекций отечественных музеев представлены в столичном Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко на выставке под названием Європейський вимір.
Название, по словам куратора выставки Елены Живковой, заведующей отделом западноевропейского искусства музея Ханенко, призвано подчеркнуть европейскую историю страны.
“Украина всегда принадлежала к Европе, что эта выставка лишний раз и доказывает”, – рассказала Живкова журналу Корреспондент.
Как утверждают специалисты, впервые за всю историю независимой Украины – а возможно, и вообще впервые – в рамках одной экспозиции собрано такое количество произведений западноевропейской живописи, каждое из которых может именоваться шедевром, а также имеет собственную историю и особую судьбу. Настолько особую, что между собой искусствоведы и музейные работники окрестили эту выставку Картины сложной судьбы.
На выставке немало работ художников с мировым именем – голландцев Халса и Питера Рубенса, итальянца Бернардо Строцци, испанца Франсиско де Сурбарана и других. Причем многие из представленных картин, несмотря на свою высокую художественную ценность, неизвестны широкому зрителю не только в России, но и в Украине: ради этой выставки многие музеи разворошили свои запасники.
В ходе подготовки выставки большинство произведений были отреставрированы, получили новые рамы или обновили старые, а около 30 картин неизвестных художников обрели наконец авторство. Это, например, Пастушок, играющий с кошкой и мышкой, оказавшийся работой итальянского художника Томмазо Салини, и Дама в комнате после возвращения из церкви кисти датчанина Карела Слабберта.
А некоторые картины и вовсе получили полную историю – имя автора, кто или что там изображено, имя заказчика. Так случилось с портретом неизвестного мальчика работы неизвестного художника, оказавшегося более чем известным французом, чьи работы представлены в Лувре. В частности, многие видели его культовое полотно Три грации.
“Это Жан-Батист Реньо, блестящий живописец из окружения Наполеона Бонапарта. По заказу Николая Репнина-Волконского, героя Аустерлица, а позже – генерал-губернатора Черниговской и Полтавской губерний он изобразил его сына Василия Репнина, будущего приятеля Тараса Шевченко и одного из первых слушателей гоголевских Мертвых душ”, -увлеченно рассказывает историю полотна Живкова.
Были и неприятные сюрпризы, отмечает Корреспондент. Отвечая на многочисленные жалобы посетителей московской выставки, не увидевших на ней знаменитый Портрет инфанты кисти Диего Веласкеса из музея Ханенко, Садков заявил, что это работа не знаменитого испанца, а его менее знаменитого земляка Хуана Батиста дель Масо, ученика и зятя Веласкеса.
Подробнее о выставке и представленных на ней шедеврах, о планах организаторов показать картины в Европе, и том, почему в экспозиции нет Поцелуя Иуды Микеланджело да Караваджо из Одесского музея, читайте в новом номере журнала Корреспондент от 28 сентября 2012 года.