Историки оспаривают заслуги князя Владимира: христиан из нас могли сделать викинг Странник и его король Воронья Кость.
Принято отмечать Крещение Руси 28 июля, но так ли мы уверены, что это знаменательное событие произошло именно в этот день? Ученые до сих пор спорят, когда именно Русь приняла христианство.
Выражение «Крещение Руси» встречается в летописи «Повесть временных лет»: «Под 6496 годом от сотворения мира. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым». Вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году, который и считается началом истории Русской Церкви. Однако некоторые, в том числе и церковные, исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: примерно в 989, 990 или 991 году. Эта путаница с датами связана еще и с тем, что, как предполагается, после принятия христианства в Киеве начали считать начало года от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как это делали раньше.
Другие считают, что крещение — если понимать под ним переход в христианство части киевской знати во главе с князьями — состоялось за сто лет до даты, которую ныне празднуют в Украине. Во времена полулегендарных Аскольда и Дира при Константинопольском патриархе Фотии. Крещению предшествовал военный поход киевского князя против Византии, и оно стало результатом нападения русов на Константинополь в 860 или в 866 году. Согласно летописи, киевские дружинники пришли в Византию в сопровождении флота из двухсот кораблей, убили множество христиан и осадили Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий вынесли из города ризу Богоматери и смочили в море ее полу, после чего буря разметала корабли «безбожных русов». Искупавшись в море, лидеры киевской дружины вступили в переговоры и пожелали войти в крестильную купель — что было достаточно обычным в те времена дипломатическим приемом. Патриарх Фотий, император Константин VII Багрянородный и ряд других авторов сообщают о том, что на Русь был послан епископ и в Киеве создана особая епархия. Иными словами, еще за сто лет до Владимира византийцы считали Русь крещеной страной. С этого времени в Киеве начинает действовать христианский храм, а христианство становится религией многих представителей киевской знати — таких, как княгиня Ольга, или князь Ярополк. Неудивительно, что отечественная церковная историография, вслед за греческой традицией, долгое время скромно называла описанное в «Повести временных лет» крещение «обращением князя Владимира», или «окончательным устройством Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе». А сам князь Владимир обычно именовался вовсе не «крестителем», а «просветителем», как его называют даже в составленном в его память церковном акафисте.
Интересно, что в месяцеслове Русской Православной Церкви никогда не было праздника (воспоминания) в честь летописного события 988 года. Нет их там и поныне. Ватиканская хроника, которая также сообщает о крещении Руси в 988 году, на самом деле имеет своим источником ту самую «Повесть временных лет». Еще в 1971 году в официальных документах Русской Православной Церкви указывалось, что крещение произошло в 989 году — и только тридцать лет назад, в 1983 году, в церковном календаре Московской патриархии отметили, что 1988 год является годом тысячелетия крещения Руси. Согласно этой версии Украина и отмечает сегодня праздник одного из своих гипотетический крещений.