18 июня в Переяслав-Хмельницком городском совете во время проведения круглого стола на тему создания народного музея "Старый Днепр" украинский писатель из села Цыбли Иван Госпиталь в контексте исторического значения территорий, затопленных Каневским водохранилищем, рассказал о своих исследованиях, связанные с жизнью и творчеством Тараса Шевченко
По его словам, особую актуальность они приобретают в связи с приближением 200-летия со дня рождения Кобзаря (в следующем году).
– На тему Переяславско-вьюнищанськои шевченкианы у меня написаны десятки статей, – сказал он. – Хотел бы подчеркнуть, что именно в Переяславском-вьюнищанському цикле работ Шевченко очень глубоко отразил свою любовь. Так, например, в письме к Козачковскому с Новопетровского укрепления он пишет: “Мне кажется, что в раю лучше на том свете не будет, как те Андруши”. Однако, находясь именно в затопленном ныне селе Вьюнище, великий гений дал нам целый сноп золотых идей, связанных со стремлением украинской государственности: “В своем доме – своя правда”, и другие. Беру на себя право при создании музея “Старого Днепра” как раздел истории о затопленные села написать о Переяславской-вьюнищанськой шевченкиаде, как особый период в творчестве Шевченко.
Иван Госпиталь также рассказал, что в свое время по произведениям Шевченко, написанными на Переяславщине, он составил своего рода десять заповедей: “Боритесь – поборете”, “В своем доме – своя правда” и следующие далее. Напечатал их в центральной образовательной газете “Образование в Украине”, и надеялся, что его идея будет подхвачена. Составленные им десять заповедей Шевченко будут выписывать и они будут висеть в кабинетах и учительства, и чиновников, и даже самого президента. Но на ту публикацию никто даже не отозвался. Другая дискуссионная тема, которую он ранее также поднимал в одной из газет, или там великого поэта похоронен, где он хотел?
– Когда Шевченко описывал место своего погребения, – сказал писатель, – то, в частности, отметил, “чтобы было слышно, как ревет ревущий”. Что такое этот “ревущий”? Это – урочище между ныне затопленными Днепром селами Переяслав-Хмельницкого района Вьюнище, Козинцу и Зарубенцямы. В том урочище была такая впадина, что, когда паводковые воды поднимались, над прибрежными холмами, поросшими красной лозой, то они с большим шумом, ревом устримлялися в эту впадину. Так что гул от этого было слышно очень далеко. Поэтому я думаю, что Шевченко хотел быть похороненным не в Каневе, а у нас, к Переяславщине. Думаю, что ученые шевченковеды должны были прислушаться к такой идее, как-то подискутировать, но и по этому поводу никакой дискуссии не возникло.