Новости культуры

Режиссер Игорь Подольчак представит картину “Delirium” на португальськом кинофестивале

С 25 февраля по 10 марта пройдет португальский кинофестиваль Fantasporto, на котором впервые в истории будет показано украинскую ленту

Свою картину “Delirium” на этом кинофоруме представит режиссер Игорь Подольчак.

На сегодняшний день это самый провокационный отечественный фильммейкер, который в своих фильмах выходит за рамки кинематографа как такового. Его картины наполнены изысканными визуальными играми, гипнотической атмосферой и смелым видеоартом.

Накануне мировой премьеры фильма “Delirium”, Gazeta.ua связалась по скайпу с Игорем Подольчаком, чтобы расспросить его о том, как создавалась эта психоделическая картина, сколько было вложено в нее и можно ли вообще разобраться в ее сложной материи, не входя в состояние измененного сознания.

– В чем особенность фестиваля “Фанташпорту”?

– Этот фест специализируется на странном кино, которое не вписывается в специфику других кинофорумов. По рейтингу издания Variety он входит в 25 ведущих фестивалей мира.

– Когда состоится украинская премьера этой ленты?

– В первую очередь мы решили показать фильм на одном из более авторитетных фестивалей, принимающих фильмы при условии, что они показываются впервые. Но среди украинских фестов нет таких, которые бы позиционировались настолько высоко. Думаю, что впервые в Украине “Delirium” будет показано на Одесском Международном Кинофестивале (12-20 июля 2013 – Gazeta.ua). После этого мы планируем организовать ограниченный прокат.

– Какой бюджет ленты?

– Около 850 тыс. евро. Но точно посчитать стоимость его создания невозможно. Ведь я сам и еще некоторые люди работали бесплатно. Как и мой предыдущий фильм “Las Meninas” – этот фильм снят без господдержки. Но я понимаю, что это нетипично для украинского кино. Уже третья моя картина будет снята при поддержке Госкино. А до этого бюджет своих фильмов я собирал частично по друзьям. Отсутствие денег при создании “Delirium” компенсировалась наличием времени. То есть я сам сидел и занимался постпродакшеном. Кто-то из знакомых помогал не деньгами, а своими силами. Например, композитор бесплатно написал музыку.

– Можно ли вообще вернуть деньги, вложенные в такую ​​ленту, как “Delirium”?

– Я оптимист и думаю, что в значительно более долгой перспективе – 50-100 лет – возможно фильм и окупится. Однако деньги вернутся совсем не по тому принципу, по которому окупается обычное кино. Мне повезло, что продюсеров вообще не интересовало то, как можно вернуть деньги за этот фильм. Поэтому я не чувствовал прессинга с их стороны. Они относились к фильму – исключительно как к произведению искусства.

– Переходя к вопросам о чистом искусстве: почему в ленте размыты стороны кадра?

– Весь фильм кроме первой и последней сцены сняты на специальную оптику, с помощью которой мы в некоторых эпизодах искажали изображение, а также меняли фокус внутри кадра. Все это мы использовали, чтобы воспроизвести на экране эффект измененного состояния сознания.

– Заметил, что в украинских фильмах последних лет часто звучит звонок телефона, на которые никто не отвечает. Это наталкивает на мысли о том, что наше общество разрозненное и люди в нем просто не хотят слышать друг друга. В вашей ленте “Delirium” также часто звучит вызов телефона, но отвечают на него только в самом конце. Какой смысл вы в это вкладывали?

– Звонок телефона создает определенное настроение ожидания. Я хотел не столько выделить то, что никто не отвечает на телефонный звонок, сколько создать определенное эмоциональное напряжение. Я не очень хорошо знаком с современным украинским кино, поэтому не заметил, что этот прием последнее время часто используют отечественные кинематографисты. Пожалуй это одна из тех идей, которая летает в воздухе и мы живем в такой действительности, мы звоним – а нам никто не отвечает.

– Во время просмотра вашей ленты я был близок к гипнотическому эффекту. Фильм просматриваешь на одном дыхании, при этом до конца не понимая, что в нем происходит. Как вы этого достигли?

– Я пытался создать эффект полусна.

– “Delirium” снят по повести украинского писателя Дмитрия Белянского “Индуктор”. Ваш фильм – это целенаправленная экранизация или всего лишь использование мотивов литературного сюжета?

– Конечно, мы использовали лишь отдельные сюжеты из этого произведения. Эта повесть очень близка мне по духу и некоторые ее интенции меня заинтересовали. Когда я прочитал это произведение, то почувствовал созвучность между ней и своим режиссерским представлениям. Однако в процессе работы над фильмом я достаточно далеко отошел от первоисточника.

– Почему главных персонажей-мужчин в ленте озвучивал один и тот же актер Виталий Линецкий?

– Это концептуальный ход. Каждый из них своего рода “альтер эго” главного героя.

– В 1993 году на орбитальной станции “Мир” прошла ваша выставка, которая стала первой космической экспозицией. Это пространство дало возможность ощутить ваш живопись по-новому. Скажите, в каком пространстве лучше всего просматривать фильмы?

– Это очень субъективно. Например, я люблю показывать свое кино у себя дома. “Delirium” – фильм камерный, поэтому я приглашаю максимум четыре человека. Думаю, что эту ленту стоит просматривать в маленьких залах…

– Чтобы атмосфера напоминала сеанс у психотерапевта?

– Наверное, наоборот. Ведь “Delirium” – скорее антитерапия. Многие эффекты, которые использованы в этой ленте направленные на раздражение зрителя. При просмотре “Delirium”, как, собственно и “Las Meninas”, важно выдержать первые 15 минут, после которых и происходит несколько гипнотический эффект. При этом важно досмотреть картину до конца.

– Вы работаете во Львове и Киеве. Однако Львов – абсолютно кинематографическое город, ни киноиндустрии, ни серьезных кинофестивалей там нет. Получается, Львов для вас – источник вдохновения, а Киев – место работы?

– Львов для меня был источником вдохновения, ведь я родился и сформировался в этом городе. А сейчас это просто место пребывания – там я чувствую себя абсолютно самодостаточно и занимаюсь тем, чем хочу. Современные технологии пред-и пост-продакшена позволяют быть где угодно, и я не привязан к киноиндустрии. Когда же дело касается технической базы, то надо ехать в Киев. “Delirium” я решил снимать подо Львовом не потому, что это мой родной город, а потому что там очень удобная локация. В поисках натуры мы проехали практически все Закарпатье и нашли много интересных мест. Однако в результате выбрали Львов для минимизации финансовых затрат.

– Вы занимались фотографией, живописью, проводили перформансы, а в последнее время сосредоточились на кино. Удается ли вам совмещать различные виды искусства?

– Во время работы над фильмом я не занимаюсь никаким другим искусством. Кино требует полного погружения. Кино дает мне те возможности, которые никогда не давали живопись или фотография, и я не чувствую особой необходимости заниматься другими видами искусства. Я и занялся кинематографом из-за того, что на определенном творческом этапе понял, что возможности изобразительного искусства для меня иссякли.

– “Delirium” и “Las Meninas” объединяет, как по мне, именно то, что это кардинально противоположные фильмы. Хотя сняты они в одном стиле. В первом горячие цвета, во втором – холодные. “Las Meninas” наполнено светом и ультракрасотой, а “Delirium” – наоборот, панической антигармониею. Мне показалось, что эти две ленты укладываются в один цикл…

– Похоже, что это будет трилогия, ведь я уже начал работать над третьей лентой. Все они будут связаны чисто концептуально. Кроме того, “Las Meninas” можно назвать музыкальной лентой, а “Delirium” – антимузыкальной. В последнем музыка звучит лишь в начале и в конце. На протяжении почти всего фильма нет ни одного музыкального звука. Думаю, что каждый художник всю жизнь рисует одну и ту же картину, говоря при этом об одном и том же, а на самом деле – о самом себе.

dimchikk