Регулярное празднование юбилеев повторного крещения Руси князем Владимиром вытесняет из народной памяти тот непреложный факт, что христианство в нашу землю пришло намного раньше -с князем Аскольдом
А ведь было, было. О чем недвусмысленно повествуют источники
Никоновская летопись:
Под 884 г.: “О князе рустем Осколде. Роди же нарицаеми Руси, иже и кумани, живяху в Евксинопонте, и начаша пленовати страну римляньскую, и хотяху поити в Константиноград, но взбрани им Вышний Промысл, паче же и приключися им гнев Божий, и тогда возвратишася тщии князи их Аскольд и Дир. Василие же воинствова на агаряны, и манихеи. Сотвори же и мирное устроение с прежереченными русы, и преложи сих на христианство, и обещавшеся креститися и просиша архиерея, и посла к ним царь”.
Факт крещения Руси в IХ веке неоднократно упомянут и в византийских источниках:
В окружном послании патриарха Фотия:
“Ибо не только этот народ (болгарский) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере… что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.”
Другой византийский источник (Продолжатель Феофана) также сообщает: ”несколько позднее посольство их [русов] прибыло в царский город с просьбой сделать их участниками святого крещения, что и было выполнено” [Theoph. Cont.,p. 196 ].
О крещении русов в 9 веке есть сведения и у Константина Порфирогенета: «И народ росов, воинственный и безбожнейший, посредством щедрых подарков золота и серебра и шелковых одежд он (император Василий, — прим.) привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил сделаться участниками божественного крещения, и устроил так, что они приняли архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия. Архиепископ, прибыв в страну сказанного народа для помянутого дела, принят был благосклонно. Властитель того народа, созвав собрание подданных и председательствуя с окружавшими его старцами, которые по причине долгой привычки более других привержены были к суеверию и, рассуждая о своей вере и вере христиан, призывает и спрашивает, что [архиерей] возвестит и чему будет их учить.
Правда, в руських источниках факт крещения Руси при князе Аскольде освещен крайне слабо. Причиной тому – политическая конъюнктура.
“Виновным в фальсификации Б. А. Рыбаков считает Мстислава Владимировича, автора или вдохновителя третьей редакции ”Повести временных лет”, выполненной около 1118 г. Именно тогда ”из рукописи Нестора исчезли все данные о христианстве русов в 860—870-е годы при патриархах Фотии и Игнатии, которые должны были в его повествовании корреспондировать с рассказами о христианстве в Моравии и Болгарии. На их место выдвигалось крещение Руси равноапостольным Владимиром, тезкой Владимира Мономаха, а первыми христианами до общего крещения названы варяги”
А известный украинский историк М. Брайчевский считал, что “правление Аскольда (погибшего в 882 г.) является действительно яркой страницей в истории ранней Руси, когда молодое государство вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть средневековой Эйкумены”. Ссылка. http://www.bibliotekar.ru/rus/22.htm
Но ежели исконная публика не верит украинским ученым, то пускай прислушается хотя бы к словам В. Ключевского: «Русское государство основалось деятельною Аскольда… Из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства».