В один из знойных субботних августовских вечеров сотни молодых киевлян собрались для отдыха в большом сквере в нескольких километрах от центра города.
Перед 20-ти футовым светодиодным экраном диджей крутил современную музыку, любители такого развлечения пританцовывали на открытой площадке, остальная публика расположилась в баре или возле прилавков с бургерами, некоторые пары ускользнули из толпы в густые заросли, чтобы поболтать и полюбезничать.
Такая картина типична для ньюйоркского Уильямсберга 90-х годов, но удивительна для современной столицы страдающей от военного кризиса страны. « У нас в последнее время проводится так много шоу и интересных вечеринок, подобных этой», – рассказывает 25-летный стоматолог, подстриженный в украинском национальном стиле «под горшок», покачивая головой в такт музыке и потягивая пиво из пластикового стаканчика. «По сравнению с тем, что было два года назад, это взрыв».
В прошлом году экономика Украины сократилась на 12%. На востоке тлеет конфликт, за два с половиной года погибло около 10 000 человек, около 2 млн украинских граждан пришлось покинуть свои дома. Но если революция Майдана февраля 2014 года, в результате которой был свергнут пророссийский режим, еще не смогла обеспечить, как того желали ее поборники, установления правил демократии и транспарентности в украинской власти, то, по крайней мере, демократизировать украинскую культуру, похоже, уже удалось.
Смелые молодые художники, организаторы мероприятий, предприниматели и чиновники уже начали потихоньку превращать трех миллионный город в центр урбанистического искусства с инновационными театрами, концертами на открытом воздухе, уличными фестивалями еды, множеством интеллектуальных баров и кафе, развивающимся кинопроизводством и растущей востребованностью.
«Люди перестали бояться после Майдана», – говорит Иван Козленко, 35-летний генеральный директор «Национального центра Александра Довженка». «Никто больше не боится сказать, что думает, выразить свое видение, свои идеи. Сегодняшние молодые украинцы так свободны – и привела к этому революция, она раскрепостила их».
Многие из последних киевских культурных достижений появились на свет как ответ на недавние трагичные события. Class Act, современное конфликтно – ориентированное театральное течение, зародившееся в Traverse Тheatre Эдинбурга, привлекает молодежь как с востока так и с запада Украины.
«Песня про Донбасс» – про украинский регион, где сейчас идет война – постановка женской театрально-музыкальной группы Dakh Daughters, которая отпочковалась от известного киевского театра «Дах», получила уже почти миллион просмотров в YouTube. И конечно, украинская певица Джамала победила на Евровидении 2016 с песней о страданиях крымских татар.
Но самую большую известность сегодня Украине может принести киноискусство. «Русский дятел» – документальный фильм, в котором расследуется Чернобыльская катастрофа, в прошлом году получил гран-при на кинофестивале «Санденс» как лучшая зарубежная документальная лента. Несколько документальных киноработ на тему событий Майдана завоевали высшие призы на международных кинофестивалях. Одна из них – фильм «Зима в огне» – была номинирована на премию «Оскар».
Иван Козленко неутомимо работает над популяризацией украинского кино, устраивая демонстрацию ставших классикой украинских немых фильмов на крупных кинофестивалях в Берлине, Каннах и Карловых Варах, и в самом Киеве в «Центре Довженко». Под его руководством на деньги, полученные от сдачи в аренду неиспользуемых помещений, начата реконструкция и капитальный ремонт киностудии им. Довженко. А весной следующего года планируется открытие киномузея.
«Иван в одиночку сумел превратить «Центр Довженко» из в прямом смысле слова разваливающегося здания в настоящий культурный центр», говорит Мирослава Хартмонд – владелица и управляющий директор Triptych: Global Arts Workshop и научный сотрудник Оксфордского университета.
Мирослава Хартмонд, и многие другие деятели, стремятся популяризировать произведения высокого искусства в среде обычных киевских жителей. По всему городу стали появляться изумительные произведения стрит-арта. Пинчук Арт Центр, возможно лучшая в стране независимая арт-галерея, в каждом зале своего четырехэтажного здания поместил специальных служащих, своего рода медиаторов – это молодые студенты, владеющие украинским, русским и английским языками, готовые ответить на любые вопросы посетителей.
В прошлом году мероприятия киевского биеннале под названием «Киевская школа» проводились в самых необычных местах – в помещениях неработающих заводов, стильных магазинов, пустующих торговых центров. Все это для того, чтобы установить контакт с как можно более широкой аудиторией и послужить продвижению украинской культуры в современной жизни 21 века.
Конечно же, у Киева есть свои проблемы. Главной из них по-прежнему остается коррупция. Ситуация в стране из-за событий на Донбассе остается напряженной. В последние недели отношения между Украиной и Россией еще больше ухудшились. Безработица остается на уровне около 10%, а состояние экономики критическое. Киевляне жалуются на плохое качество дорог, высокую стоимость коммунальных услуг и недостаток парковочных мест.
В последнее время украинская столица стала более опасным местом для жизни. Количество серьезных преступлений по всей стране с 2013 года выросло более чем вдвое, сообщает местный еженедельник “Новое время”. В июле, автомобиль известного журналиста Павла Шеремета был взорван среди бела дня на оживленной улице в центре Киева.
Но в то время, как некоторые, возможно, назовут возрождение города просто новой главой в глобализации хипстерской культуры, вновь обретаемый креативный образ современного Киева символизирует отказ от советского мышления, окончательный разрыв с прошлым, в котором новые идеи и свободное мышление могли существовать только в подполье.
Давайте посмотрим только на один пример. Для того, чтобы собрать средства и привлечь внимание киевской молодежи в прошлом году Иван Козленко арендовал целый этаж киностудии им. Довженко, где клуб «Плівка», известный по организации масштабных вечеринок, и группа «Ритм бюро» совместно провели особое мероприятия – первую вечеринку на заднем дворе киностудии им. Довженко – и смогли вернуть интерес сотни молодых киевлян к национальным украинским киноархивам.
Пусть медленно, но даже советский закостенелый стиль руководства украинского правительства меняется в сторону гласности. «До Майдана министерство решало, что каждая группа или театр должны или могут показать», – говорит нынешний министр культуры Украины Евгений Нищук – в прошлом актер, активный участник протестов 2014 года.
Как и вдохновляющие своей работой лидеры, такие как Козленко, его министерство сотрудничает с местными творческими организациями, а также с международными, такими как Франкфуртская книжная ярмарка и Венецианское биеннале. Сам Нищук даже принимал участие в в одном из спектаклей в рамках проекта «Class Act» в начале этого лета.
«Есть хорошая украинская поговорка – начни с себя», – говорит 43-летний министр. «Вот мы и начали с себя, реорганизовали министерство. Теперь мы поощряем самовыражение. Мы будем поддерживать творческую молодежь, имеющую новые идеи и новое видение».
Музыкальное агентство «Ухо», основанное Сашей Андрусиком и Евгением Шимальским, в течение последних двух лет провело 15 концертов классической музыки в самых неожиданных местах по всему городу. Представьте себе, как звучит хоровое произведение на морскую тему в бассейне, или вокальная композиция в городском ботаническом саду. Билеты на эти концерты стоили от 150 до 250 гривен и были полностью распроданы. «Мы хотим популяризировать музыку и рассказывать историю Киева», поясняет Андрусик.
Открывшиеся три года назад заведение «Closer» – гостеприимное многофункциональное пространство с живой музыкой и ди-джеями, художественными выставками, демонстрацией кинолент и лекторием. Кафе «Squat 17b», открытое летом прошлого года скваттерами в пристройке одного из зданий, предлагает качественные напитки и закуски в тихом тенистом дворике в самом центре города.
Фестиваль «Уличная еда», основанный три года назад Романом Тугашевым, 32-летним бывшим адвокатом, сейчас является одним из крупнейших в Европе регулярным гастрономическим событием. Около 100 производителей и 30 000 посетителей каждый месяц с апреля по ноябрь собираются в окрестностях старой большой заброшенной фабрики.
Киев – древний город с тысячелетней историей. Могущественные князья Киевской Руси возвели Софийский собор и Печерский монастырь, которые сейчас входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО, распространили грамоту и православное христианство.
Во время господства монголов город находился в упадке в течение столетий. Современный Киев рейтинг «The Economist» по уровню благоустроенности мегаполисов разместил только на 131-ое из 140 мест. Но сегодня для столицы Украины настало время для восстановления и возрождения былой славы.
«За границей большинство людей думает, что сейчас по всей Украине идет война, что у нас страшный кризис и небезопасно”, – говорит Евгений Нищук. «Проблемы, конечно, есть, но у нас огромный потенциал. В Киеве проводится очень много фестивалей, других мероприятий, здесь так много творчества. Культура может сыграть ключевую роль в стимулировании развития всей страны».
Оригинал на Тhe Guardian
Перевод: Андрей САБАДЫР