Новости культуры

Криминал, олигархи, КГБ и путинская РФ стали истоками идеологии “ДНР”, – Роман Манекин

Сегодня многие задаются вопросом, какая идеологическая база у так называемой «Донецкой народной республики». Пока сепаратистами не озвучена ни одна более-менее внятная идеологема, кроме полного разрыва с Украиной.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно вернуться почти на 20 лет назад, дабы понять как зачищалось и формировалось информационное пространство в той же Донецкой области, на поле которой и расцвели махровым цветом идеи антиукраинства и сепаратизма.

До середины 90-х годов население Донбасса, в принципе, в большинстве своем ассоциировало себя с Украиной. Да, регион со своими особенностями и спецификой, но украинский.

Результат референдума 1 декабря 1991 года был показательным — подавляющее большинство донетчан проголосовало за независимость. Но первый тревожный звонок прозвучал 27 марта 1994 года, когда на консультативном опросе в Донецкой области 79,69% населения выступило за то, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины. Никто тогда не понимал, что это такое – «федерализация» и для чего она нужна. Этот опрос тогда проводился на фоне острейшего социально-экономического кризиса, приведшего к досрочным выборам Верховной Рады и президента страны. В той ситуации для многих жителей региона казалось, что только федерализация способна оградить Донбасс от общеукраиснких экономических проблем. Но последствий это не имело.

Все стало менять с приходом к власти Владимира Щербаня, ставшего в июле 1995 года председателем Донецкой областной государственной администрации. Одним из его заместителей тогда был назначен начальник областного управления по вопросам прессы Николай Гурбич, до того имевшего немалый опыт работы в разных структурах Коммунистической партии Украины на фронте идеологии. Именно он сформулировал теорию создания «информационного зонта» для Донецкой области.

Актуальность внедрения такого «зонта» объяснялась тем, что в Донбассе начали протекать сложные и опасные процессы, связанные с приватизацией, перераспределением собственности и криминальным переделом сфер влияния.

Все это требовало максимально скрывать от общественности положение дел, не вынося «сор из избы», и не позволяя вмешиваться во внутренние события в регионе силам извне. Потому информационный зонт предусматривал максимальное нивелирование влияния недонецких СМИ в регионе, и постановка под контроль весь имеющийся местный медийный ресурс.

Но Щербаню в полном объеме это осуществить не удалось. Но вскоре губернатором Донетчины стал Виктор Янукович, которому в наследство достался и Николай Гурбич со своей теорией «информационного зонта». Вот тогда все и стало разворачиваться стремительно и масштабно.

После 1997 года в Донецкой области практически все коммунальные популярные издания перешли в частные и очень «правильные» руки. Большинство из них составили медиа-ресурс Рината Ахметова. Он же стал владельцем и некоторых приватных СМИ, в том числе и ТРК «Украина». А оставшиеся в коммунальной или государственной собственности СМИ, вроде областного телевидения, успешно контролировалось с помощью административного ресурса.

Зайти же чужаку на медийное пространство области можно было только через согласование с тем же Гурбичем, который недвусмысленно объяснял новичкам правила информационной игры в регионе.

Для реализации такой информационной политики понадобились соответствующие «журналистские» кадры, не отличающиеся особой принципиальностью, но способные четко выполнять поставленные задачи.

На таком фоне и появились весьма примечательные персонажи, основной целью которых было вдалбливание в головы жителей Донбасса идей об их некой исключительности в масштабах Украины, об особенной и уникальной роли Донбасса, о том, что все происходящее в регионе — это только их дело, а не кого-либо еще.

Сегодня их идеи дали ядовитые плоды в виде «ДНР» с его агрессивным неприятием всего украинского, отрицанием права жителей Донбасса иметь элементарные права человека, военное противостояние законным властям, а в итоге уже и к многочисленным потерянным жизням.

Думать, что все это затеял некий российский политтехнолог Бородай, провозглашенный премьер-министром «ДНР», не стоит. Этот «засланный казачок» только технологически оформил сепаратистский мятеж, который до того был долго и преступно подготавливаем местными властями и их информационной обслугой

Потому представим тех, кто подготовил почву кровопролитного противостояния.

В числе первых назовем Романа Манекина, уроженца Макеевки. Ныне он представляется как «консультант правительства «ДНР», и прославился своим ультиматумом Ринату Ахметову, потребовав от того выплачивать налоги в пользу «республики», иначе угрожает выгнать его из Донбасса.

По материалам novosti.dn.ua
vlad