Новости культуры

Зилот-день: киевские ведьмы были не мифом, а вполне реальными людьми, – Лада Лузина

Когда я впервые попыталась составить календарь ведьмацких шабашей города Киева – он выглядел примерно так: С 30 апреля на 1 мая – Вальпургиева ночь – всемирный шабаш ведьм. С 6 на 7 июля – Ночь на Ивана Купала – славянский Хэллоуин.

12 июля – Петровки – главный шабаш украинских ведьм. Накануне праздника св. Петра и Павла, пишет Лада Лузина для “Сегодня”.

И лишь, углубившись в историю наших традиций, с удивлением выяснила: целых две даты из трех – ошибочны! Хоть ошибки эти весьма распространенные…
О первомайской вальпургиевой ночи и Брыксах на Петровки я писала раньше, о настоящем Ивановом дне – мне еще предстоит вам рассказать.

Пока же скажу, что все три главных ведьмацких праздника совпадали в Украине с вполне реальными народными – ничуть не менее яркими и загадочными . Не исключено, что как раз народные ритуалы, мистерия, действа и породили в итоге знаменитый миф о ведьмах Киева и Украины.

В книге “История с ведьмами. Суды о магии в украинских воеводствах Речи Посполитой XVII – XVIII веков ” Екатерины Диса, подробно разбирающей документацию нескольких судов над ведьмами, зафиксирован любопытный факт. Одна из подсудимых заявила, что летала на шабаш в Украину и травы для колдовского зелья ей тоже привозили из Украины – поскольку в их местности таковые не растут! Похожее свидетельство мы встречаем и у Папюса в “Черной и белой магии” “Тирлич-трава, иначе Наричник. Ее собирают под Иванов день на Лысой горе, близ Днепра, под Киевом” (считалось, что ведьмы использовали тирлич для полетов на метле и всевозможных превращений).

И в том и в другом случае речь идет об уникальных травах, которые произрастают исключительно здесь! Однако все не так просто…

Тот же тирлич – обычная горечавка, некоторые виды которой всегда использовались в лечебных средствах! Но, дабы получить настоящий волшебный эффект, следовало сорвать траву, в определенное время суток, определенным способом, с заговором и ритуалом, в определенном месте и в определенный день.

И наилучшим для сего ритуала был – первый шабаш года Зилот-день 23 мая!

К сожалению, ни одна из киевских ведьм не оставила нам мемуаров о своем приятом времяпровождении на Лысых гора, однако сохранившиеся описания народных обрядов уже дают пищу для размышления.

Зилот-день – праздник св. Симона Зилота считался в Украине главным днем сбора целебных трав. Даже само прозвище Зилот, по народному “Симоново зело” – перекликается со словом “зелье”. Занимались этим исключительно женщины и девушки (ни мужей, ни детей, ни парубков брать с собой не рекомендовалось). На Полтавщине травы собирали до восхода солнца, и дабы они сохранила все свои целебные свойства, рвать их нужно было, раздевшись до нога и с определенным приговором. На Черкащине в этот день женщины “купали Симона” – сначала дружно варили в огромной посудине чудесное зелье из трав, затем, раздевались и поочерёдно купались в ней…

А теперь представьте, что однажды, тайно пробравшись на заветную полянку в лесу, подобное действо подсмотрел мужчина. Голые женщины в рассветных лучах, собирают травы, распевая специальные наговоры-песни. Голые женщины, варят что-то в огромном котле, а затем сами купаться в своем адском зелье… Кто они? Конечно же, это ведьмы правят свой шабаш!

В литературной форме излюбленную киевскую байку о мужчине, подсматривающим за очередной красавицей киевлянкой, улетающей по ночам сквозь трубу на шабаш – первым зафиксировал Орест Сомов в повести “Киевские ведьмы”. Бравый козак Федор Блискавка отправляется вслед за молодой женой Катрусей на слет всевозможной нечисти.

Написанное начала XIX ст. произведение весьма ярко показывает, каким представлялся шабаш киевлянам в 1833 году!

“Когда же он очувствовался, то увидел себя под открытым небом, на Лысой горе, за Киевом… Что там увидел наш удалой казак, того, верно, кроме его ни одному православному христианину не доводилось видеть; да и не приведи бог!… Посреди площадки стояли под мостки о семи ступенях, покрытые черным сукном. На них сидел пребольшой медведь с двойною обезьяньего мордой, козлиными рогами, змеиным хвостом, ежовою щетиной по всему телу, с руками остова и кошачьими когтями на пальцах. Вокруг него, поодаль от площадки кипел целый базар ведьм, колдунов, упырей, оборотней, леших, водяных, домовых и всяких чуд невиданных и неслыханных… Инде целая ватага чертенят, один другого гнуснее и неуклюжее, стучала в котлы, барабанила в бочонки, била в железные тарелки и горланила во весь рот.

Тут вереница старых, сморщенных как гриб ведьм водила журавля сухими своими ногами, так что звон от костей раздавался кругом… Далее долговязые лешие пускались вприсядку с карликами домовыми. В ином месте беззубые, дряхлые ведьмы верхом на метлах, лопатах и ухватах чинно и важно, как знатные паньи, танцевали польской с седыми, безобразными колдунами… Молодые ведьмы с безумным, неистовым смехом и взвизгиваньем, как пьяные бабы на веселье плясали горлицу и метелицу (Горлица и метелица малороссийские пляски; танцуются кадрилью с косматыми водяными, у которых образины на два пальца покрыты были тиной; резвые, шаловливые русалки носились в дудочке с упырями, на которых и посмотреть было страшно. Крик, гам, топот, возня, пронзительный скрип и свисты адских гудков и сопелок… Федор Блискавка из своей засады смотрел на это, и жутко ему было, так что холод сжимал всю внутренность”

Впрочем, примерно так представляют шабаш и до сих пор… Но каким же он был на самом деле?

То, что киевские ведьмы были не мифом, а вполне реальными людьми высказал первым Анатолий Макаров. По его мнению ведьмы всея Руси никогда не слетались в Киев на шабаш – они шли сюда пешком! Начиная с XVII века, на определенных киевских горах действительно собирались… знахарки, приходившие в Город из всех губерний. Поскольку, по понятным причинам, официального цеха у представительниц данной профессии быть не могло, бабы устраивали свои проф-собрания нелегально, приурочивая их к сбору целебных растений. А пока травы сохли, дамы гуляли, ели, пили, пели, плясали (мужчин на такие сборы, естественно, не приглашали).

Собственно, в Киеве на Лысой горе – они проводили практически те же самые народные ритуалы, что и на Полтавщине, и на Черкащине. Разница была только в том, что в наш Город травниц, целительниц и ведуниц приходило особенно много и их сборища были заметным явлением. Традиция эта не прервалась на протяжении трехсот лет. А отзвуки женских корпоративных вечеринок, доносящиеся с дивным постоянством то с одной, то с другой горы не могли не породить легенду о киевских ведьмах.

Слово “ведьма” – означает ведать, слово “знахарка” – означает знать. Ведать и знать синонимы! И хоть сознание часто отделяет знахарство от колдовства – в профессиональном магическом лексиконе речь идет скорее о существовании белых, серых и черных представителях одной и той же профессии.
Потому можно смело сказать: ведьмы в Киеве действительно были!

А вот почему они собирались тут и именно на Лысой горе, именно в Зилот-день для сбора определенного зелья?… не исключено, что эту историческую загадку разгадают однажды не историки, а местные ботаники.

Надеюсь, рано или поздно они поведают нам, какие-такие уникальные растения, помимо горечавки, заманивали сюда толпы травниц-знахарок, на какой их четырех лысых гор Киева они произрастали а, может, растут в заветных местах до сих пор?

Впрочем, наши предки верили, что любое растение, сорванное в волшебный Зилот-день обладает пусть небольшими, но целительном свойствами… потому даже обычный листок с куста малины, добавленный в чай в этот день – пойдет вам на благо!

Лада Лузина
Писательница

vlad