Ученые обнаружили в храме более 7000 граффити, из которых 4000 можно не только рассмотреть, но и расшифровать.
Нацзаповеднике “София Киевская” расшифровали граффити, которые сохранились на стенах Софийского собора. Мы узнали, что именно писали и рисовали киевляне, жившие в ХI—ХVIII веках.
МОЛИТВЫ. Ученые обнаружили в храме более 7000 граффити, из которых 4000 можно не только рассмотреть, но и расшифровать. Большая часть из них — молитвенные, с просьбами помочь и благословить.
К примеру, на фреске святого Эфиопа есть такое послание: “Господи, помози рабу своему Осиеве иже се писал идя в емь поваром Бориса Вячеславича”. “Это молитвенное обращение, которое переводится так: “Господи, помоги рабу своему Осию, который писал это, идя в Емь”, — объясняет замдиректора заповедника Вячеслав Корниенко. — Емь — это народность финского залива. Очевидно, что автор этого послания обратился с молитвой, уходя на войну. При этом он назвал себя поваром Бориса Вячеславича. Он же князь-изгой, который, как известно, погиб в битве в 1078 году. Благодаря таким сведениям удалось датировать граффити”.
Еще одно послание — на фреске Пантелеймона — подпись самой дочери Ярослава Мудрого Анны. На фреске нацарапано слово “Анна”. “У нас есть запись Анны на одном из документов, и после экспертного сравнения определили, что это подпись именно Анны Ярославны. Ее запись на фреске Пантелеймона не случайна, ведь святой был почитаемым в семье Ярослава Мудрого, молитвенное имя князя — Пантелеймон”, — рассказывает Корниенко.
ЛЮБОВЬ И ПРОКЛЯТИЯ. Невзирая на то, что согласно указу князя Владимира было запрещено делать граффити в храмах, люди не переставали царапать стены. И даже 20 ударов палкой в наказание их не пугало. Даже любовные надписи писали. На фреске святой Елены написаны любовное послание, иглой.
“Девушка, которая писала это послание, обращалась к своей небесной покровительнице. Она написала “Куприяне, гораст е си, елы суе расмаглитца”, что переводится как: “Куприян, красивый же ты, сколько же мне зря распыляться”, — поясняет ученый.
Чем закончилась эта любовная история, увы, неизвестно. А запись XII века даже звучит немножко устрашающе: “Кузьма тать. Украл еси мясо. Асилонь твои кокошь. Аминь”. Следует понимать так: “Кузьма злодей. Украл мясо. Чтобы тебе ноги спутало. Аминь”. Эксперт уверяет, что проклятия в храме — редкость, но встречаются и они.
КОНИ И ЗМЕИ. В соборе есть несколько граффити с изображением лошадей, кота и даже собаки. Скорее всего, они созданы детьми. “В алтарной части есть граффити с Георгием Победоносцем, который борется со змеем.
А на одной из фресок есть даже рисунок священника. Кто и зачем нарисовал его, неизвестно, но человек этот был явно высокого роста, под два метра”, — поясняет эксперт.