В социологии существует понятие джентрификации. Это - рост экономики города, который происходит в результате переселения состоятельных граждан в кварталы, считающиеся подходящими для жителей с более низкими доходами.
Первый этап джентрификации часто связан с культурной миграцией населения: в некогда непривлекательные кварталы (промышленные или спальные районы) переселяются тренд-сеттеры – художники, музыканты, писатели.
Они не являются богачами, но их образование, культурные привычки, высокий профессиональный статус позволяют видоизменить район и «привить» ему новые стандарты повседневной жизни. Последние, в свою очередь, привлекают более состоятельное население, которое начинает покупать недвижимость, строить инфраструктуру, капитализируя отдельный квартал, а заодно и город целиком.
Яркий пример – Сохо в Нью-Йорке. Во времена Гражданской войны Сохо был центром текстильной промышленности, а также районом складов с чугунными фасадами. В 1970-1980-х годах молодые бедные художники перебрались в Сохо – лофты с большими окнами и низкой арендной платой. С тех пор район стал домом богемы, а склады превратились в шикарные апартаменты и многочисленные художественные галереи. Сейчас это один из самых престижных уголков Нью-Йорка, где квадратный метр обходится примерно в $15 000, хотя еще в 1999 году он стоил в три раза меньше.
Рост культуры мегаполиса, строительство новых арт-объектов, реставрация исторического наследия, безусловно, повышают привлекательность города. Причем как для его жителей, так и для гостей. Даже один знаковый культурный объект способен исправить экономику города. «Эффект Бильбао» – термин, который появился в конце 1990-х. Связан он с культурно-экономическим расцветом столицы Страны басков. В 1997 году в Бильбао был сооружен Guggenheim Museum, строительство обошлось в 90 млн евро. Благодаря новому музею и туристам экономика города резко выросла, а имидж населенного пункта кардинально изменился – вместо славы «террористического и опасного города» его стали называть «культурным центром». Сейчас город ежегодно посещает около 1,5 млн человек, они приносят Бильбао 200-250 млн евро в год.
Схожая успешная история приключилась с французским Лансом, который до 2012 года был известен как заброшенный шахтерский городок на севере страны. Реноме Ланса резко изменилось, когда в упомянутом году там открыли филиал Лувра. Строительство суперсовременного музея обошлось в 150 млн евро, зато культурный центр привлек огромное количество туристов – около 500 000 человек в год.
Администрации многих населенных пунктов давно уяснили: для полноты эффекта окультуривать необходимо не только центр, но и отдаленные районы. Таким путем в свое время пошли Берлин, Брюссель, Копенгаген и многие другие города Европы. Причина во многих случаях таилась в финансах и дефиците необходимого пространства – открывать галереи, художественные мастерские, устраивать масштабные культурные ивенты и тому подобное в центрах недешевых европейских столиц было дорого, да и места для многолюдных мероприятий и арт-пространств было недостаточно. Поэтому многие события, связанные с искусством, музыкой, кино, постепенно переместились из центров в отдаленные части города. В конце 1990-х – начале 2000-х в Европе стало настоящим трендом открывать арт-центры, музеи современного искусства, устраивать фестивали и прочие мероприятия не в сердце города. Такая тенденция длительное время существует и в США.
К примеру, Нью-Йорк является домом для более чем 700 галерей, 130 музеев, 380 театральных и 330 танцевальных студий. Большая часть этих культурных заведений расположена отнюдь не в центре, и это неслучайно. Власти города регулярно выделяют сотни миллионов долларов на развитие культуры мегаполиса. Причем, всех его районов. На ближайшие четыре года бюджет нью-йоркского департамента по делам культуры (крупнейшее учреждение в стране, финансирующее культуру) составляет $822 млн.
В Украине политика децентрализации культурных объектов и событий – на этапе зарождения. Но успешно приживается. Правда, примеров пока слишком мало. Среди них – арт-завод «Платформа», арт-кластер Closer.
Эффективный и довольно простой способ привития культуры мегаполису и его жителям, а также метод привлечения туристов – фестивали, от праздников еды до музыкальных и художественных событий. Тут важна регулярность. Например, в шестом по величине городе Канады – малоизвестном Миссиссога (провинция Онтарио) – в год проходит около 100 фестивалей, так что туристами он всегда заполнен.
Еще лучше, когда после фестивалей остается не просто хорошее воспоминание, а культурный след. Тогда город из года в год наполняется, к примеру, арт-объектами. Собственно, Первый международный фестиваль современного искусства в общественном пространстве Mural Social Club в Киеве – как раз такое событие. Бюджет фестиваля – около 100 000 евро (с учетом непрямых затрат в виде партнерской помощи). Причем большая часть «живых» денег собрана самими горожанами по их собственной инициативе. И это еще один аргумент в пользу таких ивентов – за достаточно скромный бюджет можно постепенно превратить непривлекательные спальные или индустриальные районы в арт-кварталы не хуже берлинского Шенеберга или лондонского Брикстона.
Дмитрий ПАЛИЕНКО, основатель Art Sky Foundation