Новости культуры

Владимир Спиваковский: “Манкуртом бывает не только человек, но и целый народ”

Манкурты. Ах, вот они какие, россияне!

Об этом написал на своей странице в Facebook Владимир Спиваковский.

“По народной легенде, манкуртом называли человека, которого изувер-хозяин особым, жестоким образом лишал памяти и морали, заполняя их злобой, ненавистью и бесчеловечностью.

В одном из эпизодов знаменитого романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», описывается, как один из таких беспамятных манкуртов убивает свою мать, не сознавая, что он делает.

Манкурты – люди, у которых империя удалила сердца и мозги, оставив только желудок.

Свою ущербность они проявляют агрессией – у них все виноваты, кроме них самих. Их довольно много, и они считают, что их масса их оправдывает.

Лишенный понимания собственного Я, манкурт с практической точки зрения обладает целым рядом преимуществ. Он равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Его легко запугать и растоптать. Он смиряется с любыми лишениями, и готов умереть ни за что, просто так. Для него нет понятия ценности жизни, ни своей, ни чужой.

Чем менее развит его мозг, тем громче манкурт демонстрирует своё несуществующее превосходство. Все его помыслы сводятся к утолению инстинктов. Они редко перешагивают на второй уровень пирамиды Маслоу.

Память о величии предков они используют не для продолжения их знатных дел и прогресса, а лишь как оружие в гнусных и подлых войнах, которые они развязывают легко, и против кого угодно.

Манкуртов легко запугать и заставить делать наиболее грязную, отстойную работу, требующую тупого терпения.

Только манкурт может выдерживать в одиночестве бесконечную глушь своего существования, часто используя для этого огненную воду.

Надо всего-то снабжать его ею. И тогда он бессменно пребывает при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта превыше всего.

Манкуртом бывает не только человек, но и целый народ”, – пишет Владимир Спиваковский.

(Из романа «Буранный полустанок, или И дольше века длится день…» (1980) киргизского писателя Чингиза Айтматова).

rebrov