Сегодня, 16 апреля, в украинском прокате должен был стартовать фильм «Номер 44» с Томом Харди, Гари Олдманом и Нуми Рапас в главных ролях. Но накануне премьеры стало известно: украинский зритель ленту не увидит, ее сняли с проката.
Если говорить точнее, с проката ее сняли по распоряжению Министерства культуры Российской Федерации, но украинская дистрибьюторская компания Multi Media Distribution, связанная контрактными обязательствами с российскими коллегами, также попала под отзыв лицензии.
«Номер 44» – экранизация дебютного романа английского писателя Тома Роба Смита (в оригинале – Child 44). Это детективный триллер, действие которого (скорее для экзотики, нежели для изобличения исторической действительности) помещено автором в СССР 50-х годов: в угрюмую, холодную и тревожную сталинскую Россию.
Главный герой – сотрудник министерства госбезопасности Лев Демидов (его играет Том Харди) расследует серию детских убийств. Демидов уверен: на свободе разгуливает опасный маньяк, но руководство всячески пытается пресечь попытки героя докопаться до правды, так как в «прекрасной процветающей стране» не может быть никаких серийных убийц. Параллельно Демидов вынужден заступаться перед начальством за свою жену Раису, которая симпатизирует «вражеской американской культуре».
Прототипом маньяка стал печально известный Андрей Чикатило, однако ни автор книги, ни создатели фильма, судя по всему, на документальную достоверность не претендовали, нарочито используя вполне адекватный игровому жанру художественный вымысел.
Ключевые роли в проекте исполнили британцы Том Харди и Гари Олдман, шведка Нуми Рапас, француз Венсан Кассель. В копродукции, помимо США и Великобритании, приняли участие Чехия и Румыния (именно Чехия изображала сталинскую Россию – там проходили основные съемки). Так что как бы российским чиновникам не хотелось обозвать фильм «американской пропагандой», это больше похоже на «международный заговор».
Прокатное удостоверение у фильма отозвали 14 апреля, после пресс-показа финальной версии в Москве, где кроме журналистов присутствовали и представители Минкульта РФ. «Такие фильмы, как «Номер 44», не должны выходить в нашей стране в массовый кинопрокат, зарабатывая на нашем зрителе, ни в год 70-летия Победы, ни когда бы то ни было еще», – прокомментировал запрет Министр культуры РФ Владимир Мединский (ранее уже отличившийся колоритным выступлением в преддверии проката «Левиафана»).
По его словам в фильме есть «все, что положено»: Сталин устроил «голодомор» специально для Украины и убивает по 25 000 человек в день; голодающие дети поедают своих ослабевших одноклассников; в СССР запрещается расследовать уголовные преступления, потому что «у нас нет убийств, они есть только при капитализме»; советские солдаты-мародеры с пятью трофейными часами на запястьях. «Мы должны, наконец, поставить точку в череде бесконечных шизофренических рефлексий о самих себе», – подытожил Мединский.
На следующий день, 15 апреля, украинская дистрибьюторская компания Multi Media Distribution, занимающаяся прокатом фильма «Номер 44» на территории Украины и связанная контрактными обязательствами с «Централ Партнершип», заявила, что в Украине картина также не выйдет на экраны. Более того, «Централ Партнершип» даже запретил провести закрытый показ исключительно для украинской прессы (так что в отличие от российских коллег украинские критики скандальное кино не увидели).
«Независимые мировые студии производителей предпочитают продавать права на прокат фильмов в странах СНГ российским партнерам. Которые в свою очередь, как посредники, продают права для проката на территории Украины, Беларуси и других стран (из белорусского проката «Номер 44» также отозвали, – ред.), – комментирует ситуацию Роман Мартыненко, директор украинской кинопрокатной компании Multi Media Distribution. – Вечером 15 апреля правообладатель (компания «Централ Партнершип»), поставил нас перед фактом, что отзывает лицензию на прокат в Украине. Как дистрибьюторы мы, к сожалению, не можем повлиять на их решение».
Что интересно, если судить по рецензиям ведущих мировых (да и адекватных российских) кинокритиков, зритель от отзыва ленты ничего не потерял. Американские критики разгромили «Номер 44» в пух и прах, отметив глупость и трафаретность диалогов, топорность персонажей, надуманность сюжетных поворотов.
Так, Кайл Смит из New York Post написал: «Советское время окрашено здесь в мрачные оттенки навоза, крови и мха. Режиссер Даниэль Эспиноза превратил бестселлер в медленный, утомительный триллер, практически полностью лишенный острых ощущений». А Джеймс Роччи, колумнист TheWrap, отметил слабый сценарий и безвкусную режиссуру Даниэля Эспинозы. Российский киновед Антон Долин на портале «Афиша Воздух», пытаясь разобраться, почему картину сняли с проката, написал: «Цензура лишь повысила рейтинг ожиданий. Теперь этот криминальный триллер, довольно беспомощный и при ином раскладе обреченный на кассовый провал, посмотрят вообще все».