Сегодня существует множество различных вариантов автоматических коробок передач, у каждой модели есть свои сильные и слабые стороны.
Каждая коробка может понравиться или не понравиться конкретному водителю.
Несколько лет назад автоматические трансмиссии в автомобилях обвиняли в увеличенном расходе топлива. Сегодня же технический прогресс превратил их в надежное средство, ограничивающее аппетиты мощных моторов и способствующее сокращению выбросов углекислого газа. Поскольку именно эта задача в ближайшем будущем станет основной для всей автомобильной отрасли, растет и интерес к решениям, способным обеспечить двигателю наиболее благоприятные условия работы. Так, когда передач много, автомат всегда включает самую правильную. Сделать это не в состоянии ни один водитель, особенно если нужно выбрать, например, один из восьми вариантов. А сегодня к выпуску готовятся уже девяти- и десятиступенчатые трансмиссии, передачи в которых будут переключаться автоматически.
Согласно результатам исследования, проведенного недавно консалтинговой компанией IHS Automotive, в 2017 году доля автомобилей с механическими коробками передач в мировом автопарке опустится ниже 50%. Иными словами, в каждом второй машине будет установлена та или иная автоматическая трансмиссия.
Главным фактором успеха, естественно, должно стать признание со стороны потребителя: если новые коробки не понравятся, то все разработанные отраслью планы борьбы с выбросами CO2 останутся только на бумаге.
В последние 20 лет автоматические трансмиссии достигли значительных успехов во всем мире и во всех сегментах: ими оснащаются автомобили любого класса — от компактных городских машин до самых эксклюзивных и дорогих суперкаров. На имидж автоматов работают и отсутствие педали сцепления на “формульных” болидах (Scuderia Ferrari отказалась от нее еще в 1980-х годах), и появление селекторов, значительно упростивших переключение в ручном режиме. Рычаг Tiptronic на Porsche 911 (начало 1990-х годов) и лепестки переключения передач под рулем на GT-автомобилях Ferrari (F355, середина 1990-х годов) сделали автоматическую коробку приемлемой даже для тех, кто считал, что она лишает водителя удовольствия от управления автомобилем. Другое дело, что неверно уделять находящимся в распоряжении водителя средствам управления трансмиссией (то есть рычагу или лепесткам) больше внимания, чем техническим решениям, заложенным в конструкцию самой коробки.
В действительности за рычагом Tiptronic и лепестками Ferrari стояли две коробки, совершенно разные как по сути, так и по поведению: в первом случае это был классический автомат с гидротрансформатором, а во втором — роботизированная механическая коробка передач. Гидротрансформатор — синоним комфорта и плавности, но одновременно и повышенного расхода топлива. Роботизированная же коробка — это в первую очередь спорт и эффективность: плавность переключений совсем не ее конек. Таким образом, возможность управлять работой коробки, столь желанная для всех, кто ездил на «механике», еще не означала, что коробка может угодить любому водителю.
Еще один путь, предложенный разработчиками, — вариатор, изменяющий передаточное число трансмиссии бесступенчато, — тоже подвергся критике: чтобы такая трансмиссия работала эффективно, необходимы высокие обороты, да и при резком нажатии на педаль газа из-под капота раздаются не очень приятные звуки. Кроме того, существуют ограничения по максимальной величине крутящего момента.
Чтобы примирить всех водителей, удовлетворив противоречащие друг другу потребности в комфорте, низком расходе и удовольствии от управления автомобилем, пришлось ждать, пока не появились коробки с двумя сцеплениями. Первая такая коробка была установлена на Porsche в середине 1980-х годов, а в большую серию ее запустила компания Volkswagen. Если же смотреть глубже, корни изобретения американские: первой была коробка Dual Tronic компании Borg Warner.
График отражает оценку специалистов IHS Automotive, предсказывающих увеличение доли трансмиссий с двумя сцеплениями. Специалисты компании IHS Automotive считают, что в течение пяти лет доля таких трансмиссий на рынке увеличится с 3,1 до 7,4%, а доля классических автоматов снизится с 33 до 28%. Вариаторам же, как и прежде, будет принадлежать порядка 10% рынка. Откровенными аутсайдерами на этом фоне смотрятся «роботы» с 1%. А половина мирового автопарка, естественно, будет оборудована механическими коробками передач.
Ситуации на рынках Европы, Китая, Японии и США будут различаться. Так, в 2014 году в Европе коробки с двумя сцеплениями займут 10% рынка, а в Китае они уже круто потеснят и традиционные автоматы, и «механику». Впрочем, последняя еще некоторое время будет доминировать. Ведь в плане затрат на производство, а следовательно, и цены с МКП не может соперничать ни один автомат.