Путешествие по Черному морю вдоль крымского берега было для иноземных кормчих сущим кошмаром.
Загадочное происшествие у скал Адалар в Гурзуфском заливе подтолкнуло Александра Фролова к основательному изучению «гомеровского вопроса». Школьный учитель истории начал штудировать античные источники, сопоставляя их со своим опытом яхтсмена и аквалангиста. До работы в школе он ходил на круизных яхтах в качестве матроса, рулевого и старпома. А в конце 80-х годов был капитаном яхты «Ассоль», бороздил черноморские просторы. 7 августа 1989 года у него был обычный выход в море. По ходу экскурсионной прогулки капитан отдал команду убрать паруса и поставил яхту на якорную стоянку вблизи Адалар. Там-то и произошло непредвиденное.
«К моему удивлению, — вспоминает Фролов, — яхту не развернуло носом к ветру, как обычно, а какая-то таинственная сила, натянув якорный канат, продолжала сносить ее кормой навстречу ветру. Якорь нашел на дне расщелину, и яхта остановилась. Мне захотелось узнать: что же происходит? На борту были маска, ласты, и я погрузился в воду. Оказалось, что сильное подводное течение, захватив киль яхты, удерживало ее как в тисках».
На следующий день Александр Фролов исследовал «аномальный район» возле Адалар уже в акваланге. Продвигаясь вдоль подводного нагромождения крупных камней, покрытых водорослям и мидиями, он увидел песчаное дно. В радиусе 15—20 метров находилось множество разнообразных фрагментов амфор, пифосов, кровельной черепицы, свидетельствующих о гибели древнего судна. Дальнейшие разведки показали, что «сходящиеся скалы» Адалары — это гиблое место для древних мореходов, настоящее кладбище античных кораблей.
«Интуиция подсказала мне, что «бродящие» утесы, так красочно описанные Гомером, должны действительно быть на географической карте, — говорит Александр Фролов. — Кстати, многим давно уже известно, что при прохождении морем мимо Адалар с борта можно заметить, как эти две скалы начинают сближаться, сокращая между собой расстояние. Дальняя скала закрывает ближнюю, ближе стоящую к берегу. При движении судна далее на восток скалы начинают расходиться, вновь образуя определенное расстояние между собой».
Фролов уверен, что именно об этих скалах идет речь в 12-й песне «Одиссеи»: «Прежде увидишь стоящие в море утесы…» Путешествие по Черному морю вдоль крымского берега было для иноземных кормчих сущим кошмаром. Внезапно на пути возникали блуждающие скалы, корабль попадал в водоворот, и коварные подводные течения увлекали его прямо на рифы. А впереди несчастных еще поджидали скалы морских чудовищ — Харибды и Скиллы.
Вероятно, «монстр» обитал в пещере, которую сейчас называют гротом Пушкина. Даже в небольшой шторм волны разбиваются там с невероятным ревом. И только при полном штиле корабль на веслах мог пройти между Скиллой и стоящей от нее на расстоянии выстрела из лука Харибдой. Кому удавалось уцелеть — те потом рассказывали на родине об ужасных чудовищах, увлекающих моряков в пучину.
По мнению Александра Фролова, события, о которых рассказывает Гомер, не так далеки от действительности, а двенадцатая глава «Одиссеи» — это первая литературная лоция Черного моря. Директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов прокомментировал версию: «На государственном учете в районе скал Адалар находится четыре объекта — два средневековых корабля и два античных. Ничего такого, что говорило бы о существовании там тайн и сенсаций, мы не обнаружили».
Знаменитый океанограф Роберт Баллард, которому в 1985 году удалось найти на дне Атлантики печально известный лайнер «Титаник», несколько лет назад побывал с экспедицией у берегов Крыма и с помощью своего робота-манипулятора «Геркулес» прощупывал черноморское дно также и в районе гурзуфских скал.
«Для меня Черное море — это самый большой музей в мире, потому что здесь — перекрестки многих цивилизаций, — рассказал «Сегодня» доктор Баллард. — Все мы знаем историю путешествия Ясона и его аргонавтов за руном к берегам Колхиды и это было путешествие по Черному морю! Мечтаю так же, как когда-то Шлиманн нашел в земле доказательства существования Трои, отыскать следы экспедиции «Арго». Известно точно, что мореплаватели были здесь как минимум с бронзового века. Когда я смотрю на Черное море — вижу не просто воду, а все эти кораблекрушения. Я знаю, что рядом с Крымом находятся величайшие открытия. И когда мы побывали у вас, то исследовали всего один процент подводного пространства, и за короткое время тогда, мы нашли очень много кораблей и других объектов разных периодов истории. А представьте себе какие открытия содержат остальные 99%?! Пока мы увидели лишь верхушку айсберга!»
Кстати, сегодня заявлено как минимум 80 гипотез странствия Одиссея и ни одна из них не отвечает на вопрос: «Как же царь Итаки, совершивший до Троянской войны девять пиратских походов, мог заблудиться в хорошо знакомом ему Средиземном море?»