Последние новости: новости Украины и мира

Точка кипения. Когда взорвется Украина, – эксперты

Сегодня страна испытывает мощное внешнее и внутреннее давление, которое может довести ее до точки кипения и вылиться в еще более серьезный международный кризис, пишет на портале НВ председатель Группы по правовым вопросам Бизнес-Совета Украина - США, член Консультационного совета Best Lawyers Ирина Палиашвили в соавторстве с профессором Питтсбургского университета Тимофеем Миловановым и профессором Калифорнийского университета в Беркли Юрием Городниченко

Причины внутреннего давления в том, что основные требования Майдана не выполнены: не предприняты сколько-нибудь серьезные шаги по проведению фундаментальных и системных реформ, по искоренению коррупции и злоупотребления властью со стороны правящих элит, олигархии и закостенелой бюрократии.

Старая клептократо-олигархическая система, хотя и мутирует в более прозападный и глянцевый вид, как и прежде, душит страну и ее экономику. Прошло почти два года с начала протестов на Майдане, но никто из высокопоставленных представителей того режима, ответственных за насилие и коррупцию, не понес серьезного наказания. Недовольство общества новым правящим классом возрастает, что ведет к усилению политического противостояния, поиску виновных и популизму.

Что касается внешнего давления, то оно исходит от России и Запада, и направлено на политическое урегулирование, закреплённое в договоренностях Минска-2. Два главных требования к Украине, которые, по сообщению BBC, недавно были повторены президентом Франции Франсуа Олландом, состоят в проведении местных выборов на территориях, подконтрольных сепаратистам, в ходе общенациональных местных выборов 25 октября, и децентрализации с предоставлением этим территориям автономии до 31 декабря 2015 года.

Олланд, по сообщению ВВС, озвучил только обязательства Украины, а затем поторопился заявить, что, если Украина их выполнит, он «выступит за отмену санкций», имея в виду санкции, введенные Европейским Союзом, США и некоторыми другими странами в отношении России в ответ на ее агрессию против Украины.

Эта позиция содержит в себе глубокое логическое противоречие. Условием снятия санкций с агрессора должно быть выполнение обязательств в первую очередь самим агрессором, а не жертвой агрессии. Олланд почему-то не потребовал, чтобы Россия прекратила свое военное присутствие в Украине и возместила ущерб за разрушения и потери, утраченные жизни и имущество. Он не потребовал, чтобы Россия отпустила выкраденных украинских граждан, ставших жертвами ее людоедского «правосудия», или чтобы Россия вернула Крым, или чтобы Россия обеспечила Украине возможность восстановить контроль над всей ее государственной границей на Востоке.

Украинское общество считает такую позицию в корне несправедливой. Об этом говорят и трагические события 31 августа, происшедшие во время голосования в Раде поправок к Конституции по децентрализации. Очевидно, что любые действия власти, которые могут быть восприняты обществом как легитимизация сепаратистских режимов «ДНР/ЛНР», могут привести к еще большему противостоянию и насилию.

Возможно, Россия добивается именно этого. В этом случае ей не придется вести какие-либо заметные военные действия на территории Украины. Можно будет даже отменить нелегитимные выборы на территориях, подконтрольных сепаратистам, запланированные до или после законных общенациональных местных выборов 25 октября.

И тогда Украина окажется в западне. Если она после устоявшегося прекращения огня не допустит проведение выборов 25 октября на территориях, подконтрольных сепаратистам, то нарушит условия Минска-2. С другой стороны, если эти выборы состоятся, то нетрудно предсказать, кто выиграет такие выборы под дулами сепаратистов, а это может вызвать бурю уже внутри Украины.

Путин всегда игнорировал украинский народ как игрока на геополитической арене, и в результате создал огромные проблемы своей стране. Без широкой поддержки общества любое политическое решение в Украине обречено на провал – недостаточно заручиться поддержкой украинских политических элит. Тут можно вспомнить договоренности, достигнутые Януковичем и лидерами оппозиции с помощью российских и западных посредников в феврале 2014 года, которые были отвергнуты обществом, после чего режим Януковича пал в считанные дни.

В сегодняшних условиях Запад не должен повторять эту ошибку. Множество украинцев прошли через ад войны, защищая свою страну от сепаратистов и российской армии на Востоке, многие погибли или лишились здоровья. После таких жертв украинцы согласятся только на справедливое геополитическое решение. В противном случае риск социального взрыва станет реальным, и это может привести к полномасштабной войне с Россией, напрямую затронув Европу. Одним из последствий станет массовый поток беженцев, который в разы превысит сегодняшний наплыв бегущих с Ближнего Востока.

Хотя в этом случае взрыв станет результатом внешнего давления, он также будет подогреваться внутренним давлением, вызванным глубоким разочарованием общества в нынешних лидерах. Единственный шанс ослабить внутреннее давление – дать реальный сигнал обществу, что существующая постсоветская клептократо–олигархическая система будет решительно демонтирована.

В этом плане Украине повезло иметь на своей стороне группу настоящих реформаторов, таких как, например, губернатор Одесской области Михеил Саакашвили, министр финансов Наталия Яресько, и других, которые смогли бы возглавить выполнение этой фундаментальной задачи. Этот процесс надо начинать незамедлительно, задолго до выборов 25 октября. Широкая поддержка электронной петиции о назначении Саакашвили премьером свидетельствует о мощном запросе общества на решительные реформы и лидерство (петиция набрала необходимые 25 000 всего за семь дней).

В данный момент существует несколько положительных факторов, которые помогут Украине провести глубокие фундаментальные реформы в кратчайшие сроки.

Во-первых, появились первые сигналы улучшения макроэкономической ситуации, что подтвердила глава Международного валютного фонда Кристин Лагард во время своего недавнего визита в Украину.

Во-вторых, договорённости с кредиторами о реструктуризации, достигнутые министром финансов Наталией Яресько, дадут Украине такую необходимую сейчас бюджетную передышку.

В-третьих, нарастающее отвращение общества к коррупции и олигархам создает благоприятную среду для деолигархизации и смены системы.

В-четвертых, при условии проведения реальных реформ Украина может рассчитывать на серьезную поддержку Запада.

Наконец, в Украине достаточно людей – как украинцев, так и зарубежных специалистов, обладающих опытом, волей и мужеством для проведения радикальных изменений.

Украинцы продемонстрировали невероятную стойкость, самоорганизованность (включая массовое волонтерское движение), здравый смысл, терпимость и патриотизм, как в политическом, так и в экономическом плане. По всем показателям Украина уже должна была бы лежать в руинах: почти 25 лет экономической стагнации, вызванной постсоветской клептократией, чудовищная концентрация национальных богатств и власти в руках кучки олигархов, драматические события Революции достоинства и последующей российской агрессии (оккупация Крыма, поставки оружия и наемников сепаратистам на Востоке, экономическая блокада и шантаж).

Можно только представить, какого невероятного прогресса могла бы достигнуть Украина, избавившись от клептократо-олигархической системы и влившись в цивилизованный мир. Сегодня этот шанс висит на волоске, внутри страны нужны срочные и решительные действия со стороны политических лидеров, в то время как Запад должен добиться справедливого геополитического решения для Украины.

kuznecov