Во время визита украинского президента Петра Порошенко в Берлин "становится ясно, что до полной реализации минских договоренностей, которым сейчас исполняется почти год и которые должны были положить конец войне на Украине, еще очень далеко", говорится в материале политического обозревателя немецкой газеты Die Welt Юлии Смирновой.
Так, в понедельник президент Украины прибыл в Берлин, чтобы заверить своих европейских партнеров в том, что он до сих пор придерживается достигнутых договоренностей. Как заявил Порошенко в начале встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель и внешнеполитическим советником французского президента Франсуа Олланда, “альтернативы минскому соглашению не существует”.
“Но при этом всем ясно, что в реальности реализована лишь малая часть решений, принятых на переговорах”, – комментирует Смирнова. “Как и прежде, не достигнуто длительного режима прекращения огня”, – подчеркнула Меркель. Хотя это, как напоминает издание, является одним из условий “Минска-2”. Порошенко же, в свою очередь, заявил, что Киев готов реализовывать политические шаги только после наступления полного перемирия. “Неприемлемо, чтобы реализация минских соглашений осуществлялась исключительно благодаря односторонним шагам”, – отметил Порошенко.
“Встреча Порошенко и Меркель происходит в период, когда (…) Россия пытается возложить на Украину вину за невыполнение минских договоренностей”, – подчеркивает Смирнова. Во вторник завершается зимняя сессия Верховной Рады Украины, в которую, согласно “Минску-2”, должна была быть принята во втором и третьем чтениях конституционная реформа, но правительство так и не смогло получить необходимые для этого 300 голосов. Поэтому в этой ситуации Порошенко “было крайне важно показать Меркель, что он относится к минским договоренностям серьезно”. “Крайне маловероятно, что Рада подтвердит особый статус для Донецка и Луганска. Но Порошенко хочет показать в Берлине, что конституционная реформа не откладывается на неопределенное время”, – считает украинский политолог Владимир Фесенко.
Но и без этого, как говорится далее, список невыполненных пунктов “Минска-2” велик. К примеру, на Донбассе больше не применяют тяжелое вооружение, как это было еще год назад, но во многих местах вдоль контактной линии столкновения продолжаются. То же самое касается тяжелого вооружения: хотя большая его часть и была отведена с линии соприкосновения, часть запрещенного “Минском-2” оружия все равно продолжает применяться в боях. Помимо этого, с препятствиями в своей работе сталкиваются наблюдатели ОБСЕ, а ряд международных гуманитарных организаций вопреки минским договоренностям вообще не имеют доступа к территориям, подконтрольным сепаратистам. Так и не была проведена амнистия для украинских граждан, примкнувшим к повстанцам, а контроль над границей не был передан Украине.
В последние недели, продолжает Смирнова, “значительно возросла дипломатическая активность вокруг процесса минского урегулирования”. В частности, в начале года новый представитель России в контактной группе Борис Грызлов встречался с президентом Порошенко в Киеве, а в середине января ситуацию на востоке Украины обсудили представитель Госдепа США Виктория Нуланд и “серый кардинал” Кремля Владислав Сурков. Впоследствии последний, кстати, заявил, что эта встреча была “чем-то вроде мозгового штурма по поиску компромиссов по реализации минского соглашения”. Но на заседаниях самой контактной группы, прошедших в Минске на прошлой неделе, не было и следа компромисса, констатирует автор.