Из-за кризиса сериалы и шоу российского производства стали слишком дорогими для украинских телеканалов. Поэтому уже в этом году доля произведенного в Украине телепродукта вырастет, и это станет долгосрочной тенденцией.
По оценкам генпродюсера Film.ua Group Виктора Мирского, объем рынка телепроизводства в 2009 году сократился на 30-40%. При этом, по словам президента Ассоциации продюсеров Украины Алексея Серкова, снимать стало невыгодно. “Мы больше не можем окупить продукт с первой продажи [телеканалу], а надеяться на еще одну – слишком рискованно”, – объясняет он.
До кризиса бюджет двухсерийного фильма составлял около $500 тыс, и обычно продукт продавался и российским, и украинским телеканалам, пишет издание. В России за один показ можно было выручить $600-700 тыс., в Украине – $100 тыс. Сейчас здесь за подобный фильм платят не более $30-70 тыс, а в России – $100-150 тыс.
Для сохранения бизнеса продакшн-студии перешли на менее затратные и более популярные виды продуктов. “В начале 2008 года мы начали снимать триллеры и боевики. Но к осени поняли, что каналы не готовы покупать эту продукцию за устраивающие нас деньги. Поэтому начали снимать больше телевизионных программ. Они дешевле и пользуются большим спросом. Это позволило нам пережить 2009 год”, – вспоминает Мирский.
Крупные производители смогли выжить за счет того, что имели хорошую историю сотрудничества с телеканалами, пишет газета. Мелким компаниям стало намного сложнее – большинство из них сейчас либо приостановили производство, либо стали подрядчиками более крупных студий. “Было около 20-30 “одноразовых” компаний, снимавших один-два проекта. Практически все они сейчас не снимают. Осталось около 10 крупнейших”,– рассказал владелец компании PRO-TV Виктор Приходько.
Как следствие всех этих факторов, сейчас украинские производители ТВ-контента стали больше ориентироваться на внутренний рынок сбыта. Дорогие российские телесериалы и передачи уже не по карману украинским каналам, и они более склонны покупать украинское.
По мнению участников рынка, рост доли национального продукта произойдет уже в этом году. “Зрители требуют собственного контента с локальной привязкой. В России такой продукт не продастся”, – сказал гендиректор Истил Студиос Дмитрий Котеленец. Таким образом, основным рынком сбыта для продакшн-студий становится Украина, а не Россия. “Если раньше мы все говорили, что ключевым для нас является рынок России, то сейчас лично я свои перспективы связываю прежде всего с Украиной. Хотя и не отказываясь от внешних рынков. И в этом бизнес-стратегия на ближайшие годы”,– говорит Мирский. По мнению участников рынка телепродукции, на уровень 2008 года он вернется в 2011-2012 году.
Напомним, вчерашняя трансляция Супербоула собрала перед экранами наибольшее количество зрителей в истории ТВ.