В случае обострения ситуации на фронте и остром желании Кремля заняться своим излюбленным развлечением – шантажом на крови, столкновения в прибрежной зоне Азовского моря не исключены.
Не так давно в рядах фанатов ДНР наблюдалась форменная эйфория на фоне появившихся в их СМИ, не особо заслуживающих доверия, сообщений о том, что Россия передаст флоту (как бы это смешно не звучало) недореспублики катера проекта 12150 “Мангуст” и проекта 12200 “Соболь”. Ожидали террористы этих подарков на июнь этого года, но так и не получили их. Видимо, появление катеров, находящихся в эксплуатации РФ, в руках террористов, могло бы повлечь за собой очередную волну недовольства группы сторонников санкций, и этот финт обошёлся бы Кремлю очень дорого. Однако…
Как известно, намедни состав ВМСУ пополнили ещё два бронекатера “Гюрза-М”, прибывшие в Одессу и присоединившиеся к четырём уже здесь вольготно расположившимся. И как бы кто не относился к идеям москитного флота, но любое пополнение арсенала вооруженных сил Украины, будь то на суше, воздухе или море, одинаково болезненно воспринимается кремлевской верхушкой. Усиление же террористов ДНР на Азовском море может стать именно тем ответом, который Москва даст не только на расширение парка ВМСУ, но и по вопросу предоставления летального оружия Украине Штатами.
Так что же ожидает “Гюрзу”, если ей придётся выполнять боевые задачи против “Соболя” и “Мангуста”?
Прежде всего, начнём с недостатков, и к ним относятся манёвренность и скорость наших бронекатеров. Максимальная скорость 28 узлов (при стартовой 30) и выполнение задач с запасом хода при такой скорости в пределах дальности 216 миль значительно ограничивают возможности “Гюрзы”. Да, дальность плаванья можно увеличить до 400 миль, но это при снижении скорости вдвое. В свою очередь российские катера без труда развивают скорость до 50 узлов, а “Соболь” при 40 узлах имеет дальность плаванья до 500 миль.
Разумеется, это существенный недостаток, но, с другой стороны, он обусловлен тем, что “Гюрза” в отличие от “Мангуста” и “Соболя”, является бронекатером. И именно более высокая степень защищённости экипажа значительно отличает его от катеров-антагонистов. И вот теперь, главное – от чего же броня “Гюрзы” будет защищать её экипаж?
У катера проекта 12150 “Мангуст” довольно скромное вооружение – 14,5-мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ (прицельная дальность до 2 000 м). Проект 12150В подразумевает использование и ракетного вооружения, но на сегодняшний день он не реализован. В свою очередь, “Соболь” куда более опасный соперник, ведь помимо 14,5-мм пулемёта он может быть оборудован и комплексом “Вихрь-К” в состав которого входят: 30-мм артиллерийская установка, с дальность стрельбы до 5 000 метров; ПТРК “Вихрь” с 4 ракетами 9К121 либо 9К121М, дальность поражения целей которых составляет до 10 км.
Наша же “Гюрза” имеет на вооружении два боевых модуля Катран-М, в состав каждого входит: 30-мм пушка ЗТМ-1; 7,62-мм пулемёт КМ; 30-мм гранатомёт КБА-117 и 130-мм ПТРК “Барьер-ВК” дальность поражения целей 5 000 м (максимальная 7 500 м для “Барьер-В”).
Как видим, если “Мангуст” для “Гюрзы” не составит особых проблем, то “Соболь” – как раз противник опасный и в отношении ракетного вооружения даже превосходящий наши бронекатера. Хотя у 9К121 есть серьезный недостаток – при движении ракеты к цели луч лазера должен быть до выхода на конечную траекторию полёта направлен прямо на цель, что позволяет систему наведения “ослепить”.
К тому же, в отличие от “Мангуста” и “Соболя”, архитектура “Гюрзы” приближена к технологиям “стелс”, что позволяет значительно снизить радиолокационное отражение катера. Это преимущество может позволить катеру незамеченным приблизиться к противнику на расстояние огневого соприкосновения и неожиданно нанести удар.
Но что самое интересное, на сегодняшний день ни один “Соболь”, при всех имеющихся возможностях, не оборудован тем самым комплексом “Вихрь-К”, представляющим опасность нашим катерам. А потому говорить о серьезной угрозе от него, в случае поставок террористам ДНР в базовой комплектации, также не приходится.
Разумеется, в данном контексте рассмотрена лишь гипотетическая картина снабжения террористов российскими катерами. Но в случае обострения ситуации на фронте и остром желании Кремля заняться своим излюбленным развлечением – шантажом на крови, столкновения в прибрежной зоне Азовского моря не исключены. И именно катера могут стать главным ударным элементом в руках российских марионеток. Тем более, что террористы имеют “опыт” – 31 августа 2014 года они обстреляли и потопили катер BG-119 около села Безыменное неподалеку от Мариуполя.
Однако в случае появления на Азовском море катеров у террористов, на первых порах противостоять им смогут только патрульные катера морской охраны Госпогранслужбы из Мариуполя. Это катера проекта 1400 “Гриф”, развивающие скорость до 29 узлов, и имеющие на вооружении 14,5-мм пулеметы. Катера же “Гюрза”, идеально подходящие для условий Азовского моря, там отсутствуют. И перейти из Одессы в Азовское море им сложно – и из-за ограниченной мореходности, и из-за контролируемого Россией Керческого пролива. Возможен вариант доставки пары бронекатеров в Мариуполь на железнодорожных платформах – габариты катеров, теоретически, позволяют это. И если Украина сможет перебросить на Азовское море бронекатера – то они там будут не одни, а в “компании” пограничных катеров.