Давно уже обращаю внимание на парадоксальную ситуацию. В официальных российских СМИ Украина предстает эдаким тотально русофобским, фашистским государством, где кровавые каратели всячески притесняют русских людей, запрещают русский язык и проводят безжалостную украинизацию. В то же время о дружественном Казахстане, который является партнером РФ по Таможенному союзу, либо хорошо, либо ничего. Хотя там с русским миром борются давно, системно и гораздо более эффективно, чем в Украине.
Налицо двойные стандарты. Когда в Украине запрещают какую-то пророссийскую организацию или судят сепаратиста, в России поднимается крик — хунта, каратели, фашисты. Когда же какого-то любителя «русского мира» отправляют за решетку в Казахстане — самые отчаянные русские националисты морозятся и стыдливо молчат. Никто не поливает грязью Назарбаева, не кричит о «разделенном русском народе» и не бросается в Казахстан на акции протеста.
Ситуация с сепаратизмом в Казахстане отчасти напоминает украинскую. В северных областях этого государства высока доля неказахского населения. В отдельных областях количество русских в несколько раз превышает количество казахов. По этой причине с самых первых лет независимости Казахстана в северных районах стали появляться различные силы, которые выступали за отделение русских областей, создание «Южно-Сибирской республики» и присоединение к России. Вот только если в Украине с такими организациями никто никогда всерьез не боролся, то в Казахстане их деятельность пресекалась очень жестко.
В начале 1990-х русское население в Казахстане бунтовало достаточно активно. В авангарде протестов выступали казачьи организации. К примеру, в Уральске в 1990-91 годах происходили события, весьма напоминавшие «русскую весну» 2014 года в Донбассе. В этом городе на западе Казахстана в то время пытались поднять восстание местные уральские казаки, которые требовали признать недействительной передачу Уральской области в состав Казахстана в 1920 году и вернуть ее в состав России. Долгое время противостояние между казахами и русскими протекало в скрытой форме, однако в сентябре 1991 года дошло до уличных столкновений. Тогда казахи разогнали съезд казаков и одержали победу. Подробно об этих событиях писало казахское Радио Свобода.
В 1994 году волнения начались уже на другом конце страны — в восточном Казахастане. В январе в Усть-Каменогорске, где и сегодня русское население составляет около 60%, состоялся митинг, организованный местным обществом славянской культуры. Участники митинга потребовали создать в Восточном Казахстане национальную автономию этнических россиян и придать русскому языку статус государственного. В митинге приняли участие более 10 тысяч горожан. Назарбаев отреагировал, но не так, как ожидали организаторы митинга. Глава Казахстана упразднил Восточно-Казахстанскую свободную экономическую зону, которая как раз действовала в проблемном регионе. Считалось, что она создает экономические предпосылки для сепаратизма.
А в следующем, 1995 году Назарбаев распустил парламент, изменил конституцию и полностью сосредоточил власть в своих руках. После этого вольница первых лет независимости в Казахстане закончилась, началась жесткая централизация власти и сепаратистов стали активно душить и запрещать.
В 1995 году был арестован атаман Семиреченского казачьего войска Николай Гунькин, который выступал за вхождение Казахстана в состав России и организовывал в Алма-Ате митинги с соответствующими призывами. Через год лидеры «Кокчетавского отдела Сибирского казачьего войска» братья Юрий и Виктор Антошко попытались организовать вооруженное восстание в в Кокчетавской области с последующим созданием «государства» по типу Приднестровья или Абхазии.
«В качестве «ударной силы» предполагаемого выступления братья рассматривали бывших участников региональных вооруженных конфликтов, для «вербовки» которых В. Антошко выезжал во многие города Российской Федерации, в том числе в Москву» — писала об этом российская националистическая газета «Завтра»
Но власти Казахстана сумели подавить мятеж, причем в этом им помогала (о, ужас!) российская ФСБ.
Самая известная попытка сепаратистов создать на севере Казахстана свою «народную республику» произошла в 1999 году опять же в Усть-Каменногорске. В конце ноября 1999 года там была задержана группа из 22 человек, 12 из которых оказались гражданами России. Они были обвинены в подготовке к вооружённому захвату местной администрации и восстания среди русского населения. Боевики собирались создать на базе Восточно-Казахстанской области государство «Русская земля». Возглавлял группировку националист Виктор Казимирчук. Тогда сепаратисты получили большие тюремные сроки. Сам Казимирчук отсидел 7 лет и уехал в Россию.