Рынки

Фазенда, кашаса, карнавал

Хоть кашаса и считается истинно бразильским напитком, но имеет к нему такое же отдаленное отношение, как и к самбе, и разгоряченным женщинам на карнавале. Но это никому не мешает считать ее частью культуры самой Бразилии. Даже придать самому названию кашаса (Cachaça) статус коммерческого

Начиналось все довольно прозаично. Сколько бы ни гуляло преданий о лихих конкистадорах, но жизнь средневековых колонизаторов была унылой. Представьте себе разочарование первых европейцев, которым пришлось пересечь всю Атлантику наискосок, когда они обнаружили, что неизведанные земли населены людьми, которые пьют обычную слабенькую бражку из сока маниоки.

Индейцы, конечно, были вполне приличными — жили в довольно крупных городах, их кухня была разнообразной, а сельское хозяйство развитым. Но в качестве катализатора для брожения сока маниоки они использовали… слюну. Буквально, все выглядело примерно следующим образом. В большой чан с сырьем для браги мог плюнуть любой желающий.

Пить такое можно было только от глубокой безысходности или же беспробудного отчаяния. Поэтому отважные испаноязычные моряки пускались во все тяжкие в поисках подходящей выпивки.

Например, поиски испанцев, которым посчастливилось добраться до Латинской Америки раньше португальцев, увенчались изобретением текилы. В качестве сырья они использовали сбродивший сок агавы, который подвергли дистилляции.

Португальцы же долго держались на привозном «топливе». Они стоически гоняли через Атлантику корабли с портвейном, мадерой и багасерой. Хотя, если верить дошедшим до наших дней легендам, португальцы являются лишь звеном в появлении кашасы.

По достоинству оценив климат Южной Америки, они решили возделывать в местных землях сахарный тростник. Все было прекрасно, только вот порабощенные индейцы никуда не годились в качестве рабочей силы. Капризничали, упирались, к тому же помирали почем зря. Тогда-то португальцы прагматично решили, что раз они возят выпивку из родных пенатов, то завозить рабов из Африки для них вообще не вопрос.

Так в Южной Америке появились чернокожие рабы. Хоть они и растили сахарный тростник, их жизнь была далеко не сахар. Поэтому невольники стали присматриваться к жидкости, которая скапливалась в кормушках животных. Их кормили тем же сахарным тростником.

Оказалось, что если дать немного постоять этой жидкости, а потом ее выпить, то и жизнь становится легче, и настроение поднимается. Это чудесное превращение заинтересовало уже португальцев, которые решили подвергнуть бродящую смесь дистилляции в медных кубах. Результатом стала кашаса.

Уже несколько позже африканские вожди с удовольствием меняли живой товар на бочонки с высокоградусным напитком, а формула «кашаса — рабы — кашаса» стала золотой для нехитрой рабовладельческой экономики.

За нашу кашасу!

Можно сказать, что кашаса стала предтечей рома, который получают из тростниковой патоки. Только на Карибские острова технология дистилляции была привнесена уже евреями, которые спасались от инквизиции в новых землях.

Кашаса была двигателем экономики и в более поздние времена, уже в XVIII в. К примеру, провинция Минас-Жерайс славилась своей отменной кашасой, но потом на ее территории обнаружили месторождения золота. Добыча золота была сопряжена с работой в холодных шахтах, поэтому рабочие потребляли высокоградусную в качестве антифриза.

Португальцы очень расстраивались и считали, что шахтерам лучше пить портвейн или багасейру, и даже пытались вести войну против производства «шахтерки».

В 1789 г. даже было организовано антипортугальское движение, которое выступало против рабства и отстаивало независимость Бразилии. В качестве лозунга заговорщиков служила фраза: «За нашу кашасу!», которая понималась как синоним слогана «За свободу и независимость!» и даже «За родину!». Видимо, отчасти и поэтому шахтерские выступления закончились неудачей.

Ко второй половине XIX в. звезда кашасы закатилась из-за быстро распространившейся моды на все европейское. Лишь спустя целое столетие она вернулась благодаря движению за возрождение всего национального и аутентичного. Тогда-то кашаса и встала в один ряд с такими символами Бразилии, как самба и карнавал.

До сих пор в некоторых местах, где все еще в ходу африканские верования, распитие кашасы является сродни религиозному обряду. Во-первых, контакт с божествами не обходится без алкогольной «подзарядки», во-вторых, некоторые все еще чтят божество по имени Эшу, которое отличается полной всеядностью, а пить предпочитает только кашасу.

Если верить открытым источникам, то практически все объемы производимой кашасы не успевают экспортироваться. Лишь малая толика успевает пройти нелегкий путь по волнам Атлантического океана. При этом бразильцы не стесняются мечтать о том, чтобы их родная кашаса когда-нибудь стала бы более популярной, чем текила.

Из кубов в колонны

Как и всякий продукт, получаемый путем дистилляции, кашаса разделяется на «голову», «сердце» и «хвост». В одной из классификаций даже используется перегонный принцип: кашаса головы, кашаса хвоста и кашаса сердца. И хотя ни для кого не секрет, что первая и последняя части богаты на летучие и тяжелые фракции, ими далеко не всегда жертвуют.

Тем не менее «голову» и «хвост» относят к нижней или средней ценовой категории, а «сердце» — подарок для ценителей и гурманов. Еще больше ценится кашаса, выдержанная в бочках. Выдержанным называют только тот напиток, в котором не менее половины кашасы, отстоявшейся в бочке как минимум год. Максимальные сроки выдержки не превышают трех лет.

Существует также разделение по типу производства. Фабричная и кашаса с фазенды. Естественно, вторым способом производится не так уж много напитка. По старинке используются медные кубы, бочки для выдержки, поэтому партии получаются совсем небольшие и пользуются успехом и на местном рынке.

Экспортируется чаще всего фабричная продукция. Здесь все намного проще. Брожение стимулируется, а на смену кубам пришли колонны. Такую кашасу редко закладывают на выдержку. Нередко ее подкрашивают карамелью для придания «бочковой» окраски. Всего в стране насчитывается около четырех тысяч заводов, а названия торговых марок импульсивны и разнообразны.

Кашаса — напиток универсальный. Его можно пить как в чистом виде, так и в составе коктейлей. Если вам по душе первый способ, то тогда вам понадобятся небольшие рюмки объемом 30-50 г. Традиционной рюмкой для потребления кашасы считается martelinho, что переводится как «маленький молоток». Далее источники расходятся во мнениях: можно пить и маленькими глоточками, и залпом. Видимо, выход в том, кому как больше нравится.

Считается, что во вкусе кашасы должны чувствоваться «зелёные ноты» — аромат свежеспиленного дерева, так как при производстве кашасы сбраживаются раздробленные стебли сахарного тростника, то есть в процессе ферментации участвует древесина. Кроме того, кашаса — довольно тяжёлый алкоголь с сильным ароматом, поэтому пить его рекомендуют очень аккуратно.

nesterov