Начало года ознаменовалось рекордным сокращением импорта нефтепродуктов
По итогам первого месяца он составил всего 20%. Причиной такого спада участники рынка называют сокращение импорта белорусского топлива из-за нефтяного спора между Россией и Беларусью. Но, как отмечают сами трейдеры, даже его разрешение в конце прошлой недели пока не гарантирует возобновления регулярных поставок в этом направлении.
Январь оказался провальным по объемам нефтепродуктов, поставленных из-за рубежа. Так, за этот месяц было импортировано всего 80 тыс. т (60 тыс. т из которых пришлось на бензин А-95), а дизельного топлива — 93 тыс. т. Это очень мало даже с учетом того, что сейчас рынок переживает пик мертвого сезона, отмечают эксперты. «В то же время украинские заводы за прошлый месяц суммарно произвели около 300 тыс. т бензинов, экспортировав при этом 24 тыс. т. Иными словами, доля импортных бензинов в январе составила всего 18%»,— подсчитал аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его словам, при этом на импортную солярку приходится чуть более 20%. Для сравнения: в 2008 г. паритет импортного и отечественного топлива составлял 50/50, а по дизельному топливу временами даже 65/35.
После этого в 2009 г. позиции импорта пошатнулись (70/30), частично из-за рисков, связанных с валютными колебаниями, высокой волатильностью котировок мирового нефтерынка. «Еще год назад наши НПЗ были не в состоянии удовлетворить постоянно растущее потребление нефтепродуктов, и пропорционально ему рос импорт. Но в 2009 г. потребление просело сразу на 20%, и необходимость в рисковом в кризис импорте стала слабеть»,— отмечает коммерческий директор одной из киевских сетей АЗС.
Что касается январского сокращения импортных поставок, то здесь главным образом трейдеры недосчитались белорусского ресурса. Сказались проблемы с экспортом у местных заводов, которые в новом году оказались без российской нефти. Виной тому — противостояние между Россией и Беларусью. Отмена первой льготных пошлин на черное золото, используемое соседом не для внутреннего потребления, спровоцировала затяжной конфликт. Сокращение объемов переработки белорусскими НПЗ прямо сказалось на экспортных отгрузках. В том числе и в Украину, где горючему с Мозыря за последний год удалось заполучить долю почти в 45% от всего импорта топлива в страну. Как сообщали «і» (см. «і» от 18 августа 2009 г.), летом бойким дизельным поставкам из Беларуси удалось крепко перебить российские, хотя при этом первые шли по железке, а вторые — по трубе. Выбился белорусский ресурс в лидеры и по импорту бензина А-92, а в отдельные месяцы и по А-95. «Для сравнения: если в ноябре на долю белорусского бензина А-95 приходилось 65% из импортируемого топлива этой марки, то в январе этого года лишь 8%»,— отмечает господин Сиренко.
Крупнейшие импортеры белорусского топлива решают проблему его нехватки по-своему. Так, «Концерн «Галнефтегаз» (сеть АЗС ОККО) был вынужден докупать литовские нефтепродукты по споту. А «Континиум» для обеспечения своей сети (WOG) импортировал ресурс по морю Румынии, а также из Болгарии. Как отмечают эксперты, импорт в этих направлениях, а также из Польши уже заметно оживился, о чем сигнализирует растущее количество его предложений на рынке. Кроме того, они прогнозируют дальнейший рост поставок из Румынии для обеспечения юга ввиду остановки на полуторамесячный ремонт Одесского НПЗ.
В конце прошлой недели Россия и Беларусь наконец пошли на мировую, разрешив свой нефтяной спор в пользу «большого брата». Но трейдеры, напряженно следившие за развитием конфликта, от этой новости не спешат вздохнуть с облегчением. Их опасения вызывает отнюдь не удорожание белорусского горючего. «Не стоит ожидать, что цены на белорусские нефтепродукты вырастут из-за удорожания сырья. Просто сами белорусы заработают меньше. Они всегда предлагали свое топливо по цене, привязанной к мировым котировкам. Правда, зазор, который обеспечивала им более дешевая, чем у остальных, нефть, позволял им охотнее идти на ценовые уступки в пределах $10-15 на тонне»,— отмечает глава «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Куда более животрепещущим вопросом (даже для компаний, которые плотно сотрудничают с белорусскими производителями не один год) является вопрос сроков возобновления этих поставок. Запасы белорусского горючего исчерпались у всех, а назвать сроки поступления новых партий большинство участников рынка до сих пор затрудняется. Неуверенность в белорусских поставках со стороны розничных операторов заставляет их подстраховываться за счет альтернативных направлений. «Большинство наших партнеров воспользовались возможностью увеличить отгрузки на 10% в месяц, что предусмотрено нашими годовыми контрактами. Сверх того, о дополнительных поставках на «смешанных» условиях, предусматривающих не такие высокие закупочные цены, как по споту, мы договорились с «Галнефтегазом»,— отмечает глава представительства Orlen Lietuva Игорь Майстренко.