Наблюдается тенденция долгосрочного роста энергопотребления
Украинский энергокомплекс вступил в 2010 г. в условиях начала тенденции долгосрочного роста энергопотребления, а также в условиях срыва реализации первого этапа Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. и полностью замороженных реформ в отрасли, без которых будущее инвестиционное развитие сектора не представляется возможным.
В Украине, начиная с октября прошлого года, был впервые с начала экономического кризиса зафиксирован рост производства и потребления электроэнергии в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. В ноябре и декабре восходящий тренд приобрел еще более устойчивую и прогрессирующую динамику.
В результате общий спад энергопотребления в стране по результатам 2009 г. оказался гораздо менее значительным, чем ожидалось,— в сравнении с 2008 г. использование электричества в Украине сократилось на 16,1 млрд. киловатт-часов, или на 8,7%,— до 169 млрд. киловатт-часов. Небезынтересно сопоставить эту цифру с общим количеством произведенного электричества в 2005 г.,— 176,9 млрд. киловатт-часов, когда правительство разрабатывало Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г. С учетом позитивной динамики роста энергопотребления IV квартала 2009 г. можно заключить, что как минимум на уровень производства электроэнергии 2005-06 годов украинские энергетики уже вышли.
Таким образом, отечественный энергокомплекс по своим производственным показателям вернулся в точку отсчета четырехлетней давности, когда Кабмин утвердил Энергетическую стратегию как основополагающий документ отраслевого развития. Следует уточнить: отрасль вернулась в начало 2006 г. по своим производственным показателям, но отнюдь не техническим по причине полного провала энергетической политики всех, без исключения, правительств, начиная с 2005 г. Остается лишь напомнить, что на момент 2005 г. 91,1% отечественных энергоблоков ТЭС отработали свой расчетный ресурс, а 63,8% энергоблоков требовали модернизации и замены. Будет уместно вспомнить вкратце, какие задачи ставила Энергетическая стратегия перед отраслью на первом этапе своей реализации в 2006-10 годах.
Вот лишь только некоторые выдержки из документа: осуществить реконструкцию 3,7 тыс. МВт энергоблоков ТЭС и вывести из эксплуатации 4,1 тыс. МВт, ввести в действие не менее 30 тыс. километров линий электропередач напряжением 0,4-150 кВт, увеличить мощность Бурштынского энергоострова и достроить Добротвирскую ТЭС-2, завершить разработку ТЭО на сооружение новых атомных энергоблоков мощностью 6 тыс. МВт и т.д.
Наверное, у читателя не вызовет удивления информация о том, что выполнение задач первого этапа Энергетической стратегии на 2006-10 гг. оказалось либо полностью, либо преимущественно сорванным.
По мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, именно начало процесса пересмотра Энергетической стратегии Украины должно стать первоочередной ключевой задачей в энергополитике для любого президента или премьера страны. Во-первых, документ вышел сырым, малореалистичным и недоработанным еще в 2006 г. Во-вторых, срыв реализации первого этапа стратегии, а также экономический кризис требуют внесения корректив.
«Помимо этого, является давно перезревшим разрешение таких проблем, как ликвидация перекрестного субсидирования в отрасли и переход к экономически обоснованной системе тарифообразования, завершение приватизационного процесса, а также активизация работы по продвижению реформы рынка электроэнергии»,— сказал господин Котко. Обо всех перечисленных экспертом направлениях руководители правительства и отрасли неоднократно, но бессистемно говорили на протяжении 2008-2009 гг. На уровне самого Кабмина при этом предпринимались неоднократные попытки приватизации тепловых генкомпаний и оставшихся государственных облэнерго. Не понятно, правда, чего в этих попытках было больше,— судорожных попыток использовать распродажу энергетики для латания бюджетных дыр, содействия лоббистским устремлениям будущих потенциальных частных собственников либо просто хаоса и бессистемности в работе Кабмина.
А в целом системные реформы в энергетической отрасли страны на фоне продолжающегося срабатывания ее технического ресурса и нулевой инвестиционной привлекательности уже системно тормозятся, начиная со второй половины 90-х. Возможно, не станет исключением и 2010 г.