Рынки

life:) судится с военными

Заблокирован конкурс по лицензиям на связь третьего поколения 3G

Один из трех претендентов на получение лицензии на связь третьего поколения (3G, стандарт UMTS) — «Астелит» (ТМ life:)) — обратился в Хозяйственный суд Киева с иском к Минобороны и Нацкомиссии регулирования связи (НКРС). Оператор телекоммуникаций сомневается в прозрачности будущего тендера. Регулятор планирует решить эту проблему в экстренном порядке, ведь конкурс должен был начаться уже на следующей неделе.

Компания «Астелит» требует от госведомств прозрачности условий проведения тендера и радиочастотной конверсии (освобождения 3G-частот военными). «Мы не уверены в том, будут ли освобождены военными частоты, выставленные на конкурс»,— заявил главный исполнительный директор оператора Тансу Еэн. В качестве обеспечительной меры суд остановил проведение конкурса до 14 декабря. Напомним, НКРС назначила конкурс на 27 ноября. Выставляется одна лицензия в 25 МГц в диапазоне 2 ГГц со стартовой стоимостью в 400 млн. грн. «Если мы увидим документы, подтверждающие то, что частоты свободны; увидим гарантии того, что сможем на них работать, мы отзовем иск»,— подчеркнул господин Еэн. Он подчеркнул при этом, что конвертируемый для выдачи лицензии диапазон должен быть до проведения тендера освобожден от спецпользователей на 100%.

Глава комиссии Сергей Колобов вчера был очень удивлен постановлением суда. Ведь как раз вчера НКРС сообщила, что между Нацкомиссией и Минобороны была достигнута договоренность относительно освобождения частот. Военные обязались уйти с полос 1925-1935, 2115-2125, 2010-2015 Мгц (т. е. 25 МГц в сумме) до 20 ноября.

Сергей Колобов сообщил, что завтра комиссия подает апелляцию, где будет требовать отмены обеспечительной меры. «Я надеюсь, что регулятор сможет разобраться в этом вопросе»,— сказал президент «Киевстара» Игорь Литовченко.

Господин Колобов отметил, что в данном случае налицо нарушение подсудности дела. Т.е. субъект хозяйствования должен был обратиться с жалобой на госорган в административный суд. Глава комиссии предполагает, что оператор мог обратиться в суд по двум причинам: 1) застраховаться от рисков; 2) из-за нехватки средств для участия. Впрочем, «Астелит» всегда декларировал свою готовность получать лицензию 3G и развивать связь третьего поколения.

«Мы придерживаемся нейтральной оценки в данной ситуации»,— заявил гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков, намекая на то, что компания предпочитает играть роль баланса на рынке и ни в коем случае его не раскачивать. «Возможно, рынок не уверен в том, что за тендером стоит реальное ресурсное обеспечение операторов частотами»,— заявил при этом господин Дубовсков. «На сегодняшний день решения об участии в конкурсе у нас нет, мы находимся в переговорном процессе с организаторами тендера»,— добавили в пресс-службе МТС.

Можно предположить, что «Астелит» попросту планирует растянуть процесс выдачи лицензий на 3G, так как оператор уже нацелился на внедрение новых технологий. А именно — на LTE (Long Time Evolution) на частотах 2,6 ГГц, которые в первую очередь используются под этот стандарт в Европе. Ведь у «Астелита» есть партнер «ММДС Украина», с которым они имеют общего акционера (СКМ). ММДС имеет лицензию в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Поэтому, если решить вопрос с регулятором о том, что эту лицензию можно использовать под LTE, то о вложениях в 3G можно уже и не думать.

Ведь если посмотреть на европейский опыт, где UMTS-лицензии были выданы еще в начале тысячелетия, то увидим, что этот стандарт до сих пор не окупил вложений в него. Очевидно, его возможности были сильно переоценены на первых порах. А эффективная бизнес-модель в глобальном понимании так и не была разработана. Ведь скорость беспроводной передачи данных в UMTS в разы уступает фиксированному интернет-соединению. LTE со скоростью 100 Мбит/сек. и выше открывает для оператора новые возможности. А с UMTS в некоторых случаях очень успешно конкурирует тот же EDGE (переходная технология от 2G к 3G), который активно используется операторами. Возникает вопрос: зачем инвестировать миллиарды в то, что чуть лучше того, что мы имеем сейчас, если через полгода-год можно сразу перепрыгнуть на новую ступень эволюции связи.

yurasov