Правительство продолжает тратить деньги, переданные ему в залог
Правительство не вернуло залоговую сумму двум из трех участников конкурса по приватизации ОПЗ — «Нортиме» Игоря Коломойского и «Фрунзе-Флоре» Константина Григоришина. Свое право на возврат средств они могут отстаивать в судах. При этом до окончания разбирательств правительство может забыть об эффективной продаже объекта и интересе к нему со стороны инвесторов.
«Мы крайне возмущены непоследовательным поведением Фонда госимущества, который сначала отказался по непонятным причинам признать нас победителями конкурса, а теперь безосновательно пользуется денежными средствами, представляющими собой конкурсную гарантию, перечисленную «Нортимой»,— сообщает представитель ООО «Нортима» Роман Жуган. Он же считает, что до того момента, пока Фондом госимущества не будет заключен договор купли-продажи акций ОПЗ с ООО «Нортима» как с победителем конкурса, государство не имеет ни юридического основания, ни морального права пользоваться денежными средствами, внесенными компанией в качестве конкурсной гарантии.
Напомним, что в день конкурса — 29 сентября — ФГИ отменил результаты торгов, на которых выиграла «Нортима», и в течение десяти дней обязан был вернуть деньги участникам конкурса. Пока залоговую сумму выплатили только одному из претендентов — российскому «Азот-Сервису», согласно информации самого фонда. Почему было отказано в выплате залога двум остальным участникам — остается вопросом. «Из нашего общения с ФГИ следует, что ведомство передало все необходимые документы в госказначейство, чтобы возврат средств был осуществлен. Но в самом казначействе сообщили, что процедуру передачи средств не могут осуществить из-за действий ФГИ»,— рассказывает «i» господин Жуган.
На вопрос о том, может ли задержка с выплатой залоговой суммы свидетельствовать о том, что правительство подумывает над тем, не признать ли результаты конкурса легитимными, он ответил следующее: «В действиях правительства трудно усмотреть логику. Если результаты конкурса отменены, почему не возвращается залог? А если возвращается, то почему избирательно? Поэтому мы готовим иск, в котором намерены, в первую очередь, требовать признания нас победителями конкурса. Также в судебном порядке мы будем взыскивать понесенные убытки»,— сказал представитель «Нортимы».
На прошлой неделе Константин Григоришин заявил в СМИ о невозврате залога за участие в покупке ОПЗ подконтрольной ему компании «Фрунзе-Флора». Как отмечают в пресс-службе бизнесмена, с того момента ситуация не изменилась, и в компании также готовят исковое заявление на тему компенсации убытков, понесенных в связи с участием в конкурсе. В схожую ситуацию в 2007 г. попал российский «Акрон». Ему также не вернули залог в срок после отмены продажи. Правда, компания не стала ввязываться в судебные разбирательства по этому поводу.
Аналитики называют действия правительства по отношению к участникам конкурса беспрецедентными. «Как чиновник, я не вижу объяснений такому поведению. Как гражданин, считаю, что нынешнее правительство переносит опыт первичного накопления капитала путем невозврата долгов и так называемого кидалова на государственный менеджмент. Судебные разбирательства на эту тему могут длиться годами, а пока, как говорится, суд да дело — деньги будут израсходованы. Частично — на финансирование избирательной кампании»,— предположил политолог, замсекретаря СНБО Дмитрий Выдрин. Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер расценивает сложившуюся ситуацию как неуважение к закону со стороны власти. «Этот случай указал в очередной раз на то, что в нашей стране целесообразность важнее закона»,— считает господин Пасхавер.
Аналитик затруднился спрогнозировать, как в дальнейшем будет решена судьба ОПЗ, но сообщил, что приватизация в стране парализована с 2004 г., и предположил, что возможность ее разблокировать появится не раньше, чем политическая элита осознает необходимость консолидации.
Партнер компании «Магистр и партнеры» Сергей Власенко в такой ситуации советует компаниям дождаться от власть имущих внятного объяснения, почему они не возвращают деньги.
«Если невозврат окажется неправомерным, компании имеют полное право отстаивать в суде право на компенсацию прямых и косвенных убытков, нанесенных действиями власти»,— говорит господин Власенко.
Финансисты считают, что судебные тяжбы и кризис отнюдь не добавляют ОПЗ привлекательности. «Если ФГИ таки попытается продать завод в 2010 г., он вряд ли выручит более 5 млрд. грн. Велика вероятность того, что продать завод придется дешевле этой суммы»,— предполагает аналитик ИК «Драгон Кэпитал» Тамара Левченко. Она считает, что стоимость актива ныне не превышает $250-300 млн.