Обсуждаются пути урегулирования поставок нефти на Одесский НПЗ
Собственник Одесского НПЗ — российский «Лукойл» и «Укртранснефть» получили возможность доказать свою политическую незаангажированность и способность отстаивать стратегические интересы национальной энергобезопасности, а не отдельной бизнес-группы. Однако стороны вряд ли воспользуются этой возможностью.
Ситуация в нефтяной отрасли открывает ее участникам большие возможности для переговорных маневров и спекуляций. Поэтому визит президента «Лукойла» в Украину не принес скорого результата по урегулированию конфликта с дочкой НАК «Нефтегаз Украины», которая управляет отечественными нефтепроводами.
Как сообщали «і», возглавляемая представителями Игоря Коломойского компания «Укртранснефть» добавила адреналина топ-менеджерам «Лукойла», изменив маршрут транспортировки нефти на Одесский НПЗ в интересах Кременчугского НПЗ, которым управляют также ставленники совладельца группы «Приват». В «Лукойле» посчитали новые варианты условий поставок нефти на свое предприятие невыгодными, потому решили сделать паузу в его работе, пока президент компании Вагит Алекперов не урегулирует проблему с украинскими чиновниками. Причем конфликт с «Укртранснефтью», поддерживаемый также в «Нефтегазе Украины», внес коррективы в его график — господин Алекперов был вынужден отложить визит в Хорватию, чтобы провести несколько важных встреч в Киеве.
Однако два дня в украинской столице не привели к конкретным договоренностям. «Мы ведем переговоры, там очень много нюансов»,— пояснил президент «Лукойла». По его словам, нарушена технологическая цепочка подачи нефти со стороны «Укртранснефти». «Это, к сожалению, не было согласовано ни с нами, ни с «Транснефтью» (оператор российских нефтепроводов.— «і»). И дело не в деньгах, а в том, что «Транснефть» не в состоянии изменить потоки до 1 января»,— отметил господин Алекперов. Несмотря на сложности, он не теряет оптимизма. «Возможность найти компромисс, конечно, есть, будем искать»,— заявил один из самых влиятельных российских бизнесменов.
То, что господин Алекперов считает возможностями, первый вице-премьер Александр Турчинов назвал формулой решения. Он надеется, что украинское правительство, «Укртранснефть» и «Лукойл» найдут такую формулу в ходе переговоров и она будет взаимовыгодной. А Секретариат президента удовлетворит такая схема поставок нефти, при которой не будет риска для работы нефтепровода Одесса — Броды в европейском направлении, что играет стратегическую роль для обеспечения национальной энергобезопасности и стабильной диверсификации нефтяных поставок в Украину.
Стремясь загрузить нефтью Кременчугский НПЗ («Укртатнафта»), который испытывает дефицит сырья после ссоры с татарскими акционерами, «Укртранснефть» решила отложить подготовку Приднепровских магистральных нефтепроводов для работы в аверсном режиме и запустила их в реверсе, чтобы транспортировать на НПЗ азербайджанскую нефть, поступающую в Одесский порт на танкерах. Однако представитель главы государства по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский опасается, что реверсное использование Приднепровских магистральных нефтепроводов помешает реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), базой которого является запуск нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме (т.е. в направлении на Броды).
«Стратегическим для Украины является аверсный режим нефтепровода Одесса — Броды. Все остальное — временные вещи, и поэтому на сегодняшний день действительно можно так ставить вопрос: не повредит ли сейчас разворот Приднепровских нефтепроводов реализации ЕАНТК?»,— сказал господин Соколовский. Он считает, что запуск нефтепровода Одесса — Броды в аверсе нельзя подменять никаким локальным коммерческим проектом, которым, по его словам, и является перенаправление Приднепровских нефтепроводов для обеспечения нефтью Кременчугского НПЗ. Представитель президента также считает неправильной ситуацию, при которой обеспечение нефтью Кременчугского НПЗ привело к остановке производства на НПЗ в Одессе, ранее получавшем нефть по Приднепровским нефтепроводам при их аверсном использовании.
Один из рассматриваемых на правительственном уровне вариантов, который мог бы привести к урегулированию конфликта между «Укртранснефтью» и Одесским НПЗ, а также к стабилизации работы «Укртатнефти»,— это договоренности с «Лукойлом» об организации поставок нефти на заводы и в Одессу, и в Кременчуг. Но такая схема работы может быть согласована только на политическом уровне.
Операции с российской нефтью на украинской территории устойчиво зарекомендовали себя в политических и коррупционных схемах, которые были обнародованы в ходе исследования «Прозрачность доходов нефтегазового сектора Украины», проведенного в 2007-2008 гг. центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение». В частности, в 2003 г. была отработана одна из схем реэкспорта российской нефти. Сырье, которое предназначалось для «Укртатнефти» (поставщик — российская «Татнефть» по согласованию с «Транснефтью»), было переориентировано на Лисичанский НПЗ («ЛиНОС»), принадлежащий российской ТНК-ВР. «ЛиНОС» отказался перерабатывать нефть якобы из-за отсутствия технологических возможностей. Потом российское сырье было экспортировано.
«Это стало возможным благодаря договоренностям ряда должностных лиц, в частности, «Транснефти», НАК «Нефтегаз Украины», «ТНК-Украина». В 2003 г. так было реэкспортировано 800 тыс. т нефти — 10 танкеров. Обоснованием для части реэкспортных поставок стал профилактический ремонт Лисичанского НПЗ, который продолжался месяц и спровоцировал тем самым накопление сверхнормативных запасов нефти… По оценке отраслевых специалистов, на одной тонне нефти тогда можно было получить до $70 прибыли. По информации трейдеров, реэкспорт нефти в описываемом случае чрезвычайно выгоден, поскольку осуществляется вне основного графика трубопроводного экспорта, что, в свою очередь, возможно только через непосредственные договоренности с руководством российской монополии»,— говорится в исследовании.
Его авторы также называют «ярким примером функционирования теневых механизмов принятия стратегических решений в условиях непрозрачности» блокирование европейского направления нефтепровода «Одесса — Броды». «Основная бизнес-идея «Одесса — Броды» состоит в использовании более дешевого маршрута транспортировки сырья в сравнении с традиционным — через Босфор и Триест. Путь реализации бизнес-идеи — использование потенциала крупных нефтяных компаний, которым «Одесса — Броды» открывает маршрут на Чехию, что позволяет им выйти со своими объемами каспийской нефти на северогерманские НПЗ с меньшими издержками»,— отмечают эксперты. Однако эти планы не реализованы до сих пор, прежде всего из-за политического блокирования аверса Россией, которая стремится сохранить монополию на транспортировку нефти в Европу.
Впрочем, транзит российской нефти через украинские нефтепроводы выгоден самой России, что подтверждал в своем письме на имя президента Леонида Кучмы владелец «Юкоса» Михаил Ходорковский. В отличие от руководства компании ТНК, которая добилась спорного, с точки зрения экономической выгоды, реверса «Одесса — Броды», он предлагал сотрудничество «без негативного влияния на стратегические устремления сторон», то есть использовать для транзита российской нефти не «Одесса — Броды», а систему Приднепровских нефтепроводов. «По нашему мнению, при приложении незначительных взаимных усилий… может быть налажена устойчивая трубопроводная поставка нефти из России в направлении Кременчуг — Снегиревка — терминал «Южный» в объеме 3-4 млн. т в год с перспективой дальнейшего ее расширения»,— предлагал господин Ходорковский. Однако его инициативу украинские власти оставили без внимания, а сам бизнесмен впоследствии был обвинен Кремлем в финансовых злоупотреблениях и осужден.