Рынки

Выборы прервали реформу

2009 г. оказался потерянным для энергетической отрасли страны

2009 г. оказался потерянным для энергетической отрасли страны

Ведь именно сейчас правительство под давлением Всемирного банка планировало наконец-то приступить к первому этапу внедрения в Украине конкурентной модели энергорынка. Однако после неоднократных переносов запуска реформы о проекте вновь забыли на неопределенный срок.

Запланированный на сентябрь месяц первый аукцион по продаже электроэнергии по прямым договорам между производителями и поставщиками тока не состоится. «Думаю, что аукциона не будет не только в сентябре, но и вообще до конца года»,— сообщил «і» источник в НАК «Энергетическая компания Украины».

Как ранее сообщали «і», Кабмин планировал до конца июня передать на рассмотрение в Раду проект изменений к закону «Об электроэнергетике», который должен был разрешить производителям и поставщикам электроэнергии заключать прямые контракты между собой, минуя действующий в Украине так называемый единый оптовый рынок. Однако документ в Раду так и не поступил, хотя появление в стенах официально зарегистрированного законопроекта о прямых контрактах оставляло энергетикам призрачные шансы на проведение первого аукциона по прямым продажам тока в сентябре этого года. НКРЭ после принятия этого закона планировала выставить на аукционы до 10% общего объема реализуемой в едином оптовом рынке электроэнергии годовой стоимостью около 58 млрд. грн.

Как отмечают эксперты, работа над доработкой плана реформирования украинского оптового рынка электроэнергии продолжается, но «достаточно вяло», да и сами энергетики «похоже, что уже не верят в успех данного начинания».

«Я тоже сомневаюсь, что в этом году мы приступим к практической реализации плана. Сейчас все интересы сориентированы на политику, а не на энергетику. Получить полезные плоды от внедрения проекта реформирования энергорынка сразу не удастся, а вот нарваться на масштабную критику в преддверии президентских выборов можно»,— сказал «і» президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко.

По его словам, темпы продвижения энергореформы можно было бы существенно подтолкнуть в случае назначения на правительственном уровне должностного лица, ответственного за реализацию проекта.

«Месяцев семь назад мы предлагали назначить руководителя проекта на уровне, предположим, члена НКРЭ. Тогда с этим вроде согласились, после чего об идее забыли»,— сказал господин Котко.

Пока проект застыл на уровне подготовки необходимых законов и нормативных документов — никаких практических шагов в направлении создания в Украине конкурентной европейской модели двухсторонних прямых договоров между производителями и поставщиками электричества в этом году сделано не было и, скорее всего, до конца года уже сделано не будет.

Впрочем, будет не совсем верным сказать, что 2009 г. оказался для энергетики в плане продвижения реформ просто потерянным. Дела обстоят гораздо хуже. В нынешнем году вследствие экономического кризиса, а также замораживания правительством тарифов на киловатт-час, энергетическая отрасль страны сделала глубокий откат назад.

На фоне прогнозируемого 15%-ного падения производства электричества по итогам 2009 г., а также сокращения объемов экспорта, объем перекрестного дотирования населения промышленностью в энергорынке к концу года составит 32%. Наихудшее финансовое положение в отрасли сложилось у тепловой генерации, которую правительство совсем еще недавно планировало выставить на продажу. Так, вследствие замораживания тарифов отрицательная рентабельность тепловых генкомпаний к началу лета достигла «-20»% — «-22»%. За восемь кризисных месяцев тепловики накопили 1,5 млрд. грн. задолженности только по кредитам, привлеченным генкомпаниями у Ощадбанка через госпредприятие «Энергорынок». При этом общий кредитный портфель тепловиков за последний год вырос в 3,5 раза, превысив отметку в 3,2 млрд. грн. По результатам года убыток тепловых генкомпаний составит 3,6 млрд. грн., а дефицит денежных средств — 5,8 млрд. грн.

В целом на протяжении 2009 г. энергетическая отрасль вернулась к тенденциям наращивания убытков, накопления кредиторских долгов, также к сокращениям инвестиционных и ремонтных программ.

И кто бы теперь ни победил на президентских выборах, осуществлять реформу энергорынка в 2010 г. будет намного сложнее, чем это было возможным в 2009 г.

Во-первых, для начала придется вытащить тепловую генерацию из убытков и долговой ямы, для чего понадобится повысить цену киловатт-часа для населения не менее чем в три раза.

Во-вторых, разворачивание процесса реформирования энергорынка, также как и подготовка тепловых генкомпаний к приватизации, потребуют от правительства одновременного проведения структурных отраслевых реформ, которые откладывались годами. Это, в первую очередь, разрешение проблемы реструктуризации миллиардных долгов энергокомпаний, отказ от системы единого двухставочного тарифа на киловатт-час для промышленности, а также законодательное утверждение независимого статуса НКРЭ.

В-третьих, для возможности проведения реформы в электроэнергетике и эффективной приватизации генерации придется решить, что нужно делать с отечественной постсоциалистической, планово-распределительной, убыточной и коррумпированной угольной промышленностью. Потому как вряд ли будущий частный собственник украинских электростанций захочет покупать некачественный отечественный уголь по предлагаемой цене.

Впрочем, можно и дальше ничего этого не делать, ни в 2010-м, ни в 2011 гг. Однако в этом случае не помешает подсчитать, на всякий случай, какой окажется цена электроэнергии в Украине уже в ближайшие годы. Или спрогнозировать, когда в стране начнутся веерные отключения.

kilnitskiy