Рынки

Марек Мрочковский: «Мнение о том, что гиганты выживут в любых условиях,— ошибочно»

История последних лет «Мажейкю нафта» хорошо иллюстрирует то, как должна была бы развиваться нефтеперерабатывающая отрасль Украины

История последних лет литовского нефтяного концерна «Мажейкю нафта» хорошо иллюстрирует то, как должна была бы развиваться нефтеперерабатывающая отрасль Украины

Предприятие сменило двух владельцев, недавно став 100%-ной собственностью третьего — польского концерна «Орлен». Завод эксплуатирует новые установки стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и работает на 100%-ной загрузке сырьем (наши НПЗ — в среднем при 40-50% загрузки), выпуская продукцию в полном соответствии со стандартом Евро-5. О том, как противостоят кризису литовские нефтепереработчики и как они смотрят на Украину, «і» рассказал гендиректор литовского гиганта Марек Мрочковский.

Вопрос: Последние годы были для «Мажейкю нафта» полными испытаний: блокирование поставок нефти по трубопроводу, пожар, восстановление производства, а теперь всеобщий кризис. Как он влияет на ваше предприятие?

Ответ: Я считаю, что сегодня идет отбор, в котором выживут лишь сильные, а слабые постепенно отсеются. Он дает шанс мощным игрокам рынка, умеющим выживать в сложной ситуации, умеющим оптимизировать процесс своей работы и адаптироваться к новым условиям. Такие компании после кризиса снова ждет подъем.

Так получилось, что к началу кризиса мы практически успели восстановить производство и перейти на ужесточенный стандарт выпускаемых нефтепродуктов Евро-5 (содержание серы 0,001%, в Украине допускается 0,2%.— «і»). Правда, других вариантов у нас не было — в противном случае мы были бы вынуждены уйти с рынка. Были построены новая колонна вакуумной дистилляции, установка гидроочистки дизтоплива, установка по производству водорода, серьезно модернизирован ряд вспомогательных производств. Внедрены некоторые преобразования в цепочке производство — логистика — продажи. Нам удалось ускорить движение в сегментах сырья и нефтепродуктов, благодаря чему снизился объем запасов. В результате мы высвободили значительный объем оборотных средств. В том числе и это позволило нам в условиях кризиса не только продолжать работу, но и развиваться, реализовывать инвестпроекты, в частности те, которые наиболее эффективны. Кризис имеет и другие стороны. Прежде всего — удешевление технологий, оборудования и их монтажа, а также качества этих работ.

В: Поставки литовских нефтепродуктов в Украину за последние четыре года выросли в 3,5 раза. Какие у вас планы в этом направлении на текущий год?

О: По прибыльности для «Мажейкю нафта» Украина следует за рынками Прибалтики, то есть это направление для нас важно. Продажи в Украину стабильны. Конечно, повысился уровень риска в сфере финансовых расчетов — это касается изменения курсов валют. Поэтому нам пришлось пересмотреть свои планы в отношении украинского рынка.

Но интересно, что в отдельных случаях совместная работа с нашими украинскими партнерами отличается более высоким уровнем стабильности, чем экономика вашего государства. Например, недавно была очень напряженная ситуация, когда наша страховая компания приостановила страхование поставок в Украину с отсрочкой платежа, проанализировав свои риски в контексте рейтинга украинской экономики. Но нам удалось убедить компанию в надежности наших контрактов с украинскими контрагентами — и многие операции по страхованию компания вновь взяла на себя, сделав тем самым исключение. Это хорошее подтверждение уровня стабильности деловых отношений с нашими клиентами в Украине.

В сложившейся ситуации мы видим наиболее приемлемой текущую форму работы в украинском направлении. В связи с увеличением производства у нас есть определенные резервы, и в случае необходимости можем снять некоторые партии, предназначенные для других стран — особенно тех, куда наш продукт идет по морю. У нас есть потенциал в Украине, ведь часть наших конкурентов сойдет с дистанции. Для меня это очевидно.

В: Важным событием для «Мажейкю нафта» стала договоренность с правительством Литвы о начале строительства нефтепродуктопровода в Клайпеду. Как вам удалось убедить чиновников, ведь раньше они явно блокировали этот вопрос из-за очевидных потерь государственных железных дорог в случае реализации этого проекта?

О: Скажу вам больше, сегодня мы ставим вопрос о вхождении в состав акционеров Клайпедского терминала, принадлежащего государству. А как иначе? Ведь мы должны контролировать всю цепочку, иначе есть риск сбоев экспортных отгрузок по морю — ключевому направлению нашей работы. Не получится с Клайпедой — будем рассматривать другие варианты, такие грузопотоки не могут не заинтересовать.

Мы работаем, чтобы получать больше прибыли. Если мы будем получать больше прибыли, то будем платить больше налогов, значит выигрывает и государство! Именно это мы постарались объяснить правительству и, кажется, нас услышали. Что касается трубопровода, то здесь дело не только в более дешевом способе транспортировки, но и в большей экологической безопасности.

В: В ближайшие пять лет численность персонала на вашем заводе планируется сократить почти на 30%. Как такие планы воспринимает официальный Вильнюс, особенно на фоне протестов, прокатившихся недавно по Европе?

О: Об этом мы тоже очень много говорим с правительством. И здесь наша позиция та же — сокращение персонала позволит стать заводу более прибыльным, а значит, более эффективным для государства. Согласен, не все так однозначно, но процесс кадровых сокращений неизбежен, если штат неоправданно велик. На НПЗ «Орлен» в Плоцке работает столько же сотрудников, сколько и в Мажейкяе — около 3500 человек. Но переработка там на 25% выше. У них, к тому же, огромное нефтехимическое производство, то есть в целом оборудования в три-четыре раза больше, чем в «Мажейкю нафта».

Но мы стараемся делать такого рода кадровую оптимизацию разумно. Уже вывели в аутсорсинг медицинскую часть и такие вспомогательные службы, как подразделения по уходу за территорией и помещениями,— теперь они частные предприниматели. То же ожидает другие подразделения завода, особенно ремонтные. Во время последних ремонтных работ на предприятии были задействованы около 4 тыс. сотрудников подрядных организаций, которых мы приглашали из других стран.

Фактически мы должны научить наших рабочих стать бизнесменами. Да, завод обеспечит вам гарантированные заказы на первые два-три года, но за это время вы должны подготовиться принимать участие в открытых тендерах и обслуживать другие НПЗ. Благо, рядом два крупных НПЗ в Беларуси. И в той же Украине шесть больших предприятий. Мы должны повышать свою конкурентоспособность. Мнение о том, что гиганты выживут в любых условиях,— ошибочно. У крупных производств и затраты крупные.

Марек Мрочковский родился в 1956 г. Окончил Варшавскую школу экономики (имеет степень магистра по специализации «Планирование национальной экономики»), проходил дополнительное обучение по программам администрирования и менеджмента во Вроцлавском университете и Международном образовательном центре в Фонтенбло. 1994-2001 гг. — вице-президент по финансам в Petrochemia P?ock S.A. (с 1999 г. вошло в состав концерна «Орлен»). 2001-2002 гг. — и.о. председателя совета директоров в компании ELANA S.A. 2003-2004 гг. — и.о. председателя совета директоров в телекоммуникационной компании POLKOMTEL S.A., затем — временный глава совета директоров в UNIPETROL. 2005-2006 гг. — вице-президент по финансам UNIPETROL. С июня 2007 г. — гендиректор «Мажейкю нафта».

davyidenko