Рынки

Печатная турбулентность

На отечественном издательском рынке вскоре появятся несколько новых проектов

На отечественном издательском рынке вскоре появятся несколько новых проектов

Вернее, украинских версий уже раскрученных и успешных за рубежом глянцевых журналов. Кризис не сломил желания всех издателей к развитию своего бизнеса. На фоне регулярно закрывающихся проектов и ухода с рынка достаточно успешно стартовавших игроков намерения ИД «Бардо» (обещает уже в марте выпустить первый номер celebrity-журнала «ОК!») и компании «Агора Пресса» (запускает шопинг-гид Magazin) выглядят очень оптимистичными. Впрочем, не стоит забывать, что и развлекательная индустрия Лас-Вегаса расцвела во времена Великой депрессии. Поэтому шанс на успех у новых развлекательных журналов также есть.

Заработок в издательском бизнесе зависит, как известно, от двух составляющих: рекламы и непосредственно продаж издания. Если с последним фактором, по словам участников рынка, особых проблем из-за кризиса не наблюдается (читатели достаточно нормально воспринимают небольшой рост цен на печатную продукцию, особенно на фоне галопирующей инфляции), то рекламные доходы медийщиков вообще и прессы в частности оставляют желать много лучшего. По декабрьским прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, объем рекламы в прессе в гривне в этом году сократится на 10% (до 1,85 млрд. грн.). Ассоциация независимых региональных издателей Украины (АНРИУ) вообще прогнозирует двукратный рост рынка рекламы в региональной прессе в течение следующих пяти лет даже с учетом кризиса. В этом же году, по мнению эксперта АНРИУ Олега Горобца, «объем рынка (печатной рекламы в регионах.— «і») будет сопоставим с прошлогодним и составит около 590 млн. грн.».

Впрочем, прогнозы в условиях общей неопределенности и перехода на помесячное и пофлайтовое медиа-планирование — дело не совсем благодарное, так как точно предсказать, как поведет себя потребитель, а соответственно, и рекламодатель, невозможно. Доныне факты говорили сами за себя: с отечественного рынка ушла голландская группа Telegraaf Media Group Ukraine, закрыв все свои проекты (журналы What’s on, «Майстер», Domus Design, «Любимая», Glance, «Панорама», «Гид гурмана» и бесплатную газету «Обзор») из-за отсутствия покупателей. KP Media за последние полгода закрыла журналы «Новинар», «Пані», «Вона» и бесплатку «15 минут». Руководство компании решило развиваться в онлайне, объявив на днях о запуске нового женского портала ivona. За последний месяц с рынка исчезла ежедневная газета «24», которая схлопнулась в один день, не рассчитавшись даже с долгами по зарплате. Заморожен до лучших времен журнал Gallery, принято решение о закрытии мужского журнала Arena.

Согласно прогнозу американской аналитической компании Oxford Analytica едва ли не каждое десятое издание в мире уже в ближайшем будущем вынуждено будет если не закрыться, то как минимум сократить частоту выхода. В то же время в Украине рекламные бюджеты в печатных СМИ по-прежнему формируются по остаточному принципу. Телевизионщики, сумевшие доказать рекламодателю собственную эффективность как рекламоносителя, пытаются максимально воспользоваться ситуацией. Их ценовая политика заставляет остальных медийщиков также снижать цены на рекламу. Для прессы такое снижение в совокупности с подорожавшей бумагой и распространением означает большие финансовые осложнения.

Выход — доказывать собственную эффективность, а также сравнительную дешевизну контакта с потенциальной аудиторией. Основные каналы коммуникации просто-таки развернули практически неприкрытые боевые действия за внимание клиента. «По моим наблюдениям, эта война ведется в плоскости переговоров с клиентом, где выбивается все, что вообще можно выбить, и доказывается эффективность контактов. Наконец начинается профессиональный разговор о том, какое качество контактов мы имеем в разных каналах коммуникации. И это хорошо, это обязательно принесет свои плоды»,— отмечает генеральный директор Украинской ассоциации издателей периодической прессы Алексей Погорелов.

vakalyuk