Секретариат президента намерен изучить ситуацию с экспортно-импортными потоками электроэнергии в Украине и допускает рассмотрение этого вопроса на заседании СНБО
Секретариат президента намерен изучить ситуацию с экспортно-импортными потоками электроэнергии в Украине и допускает рассмотрение этого вопроса на заседании СНБО. В то же время мнения экспертов относительно экспортной политики Минтопэнерго пока противоположно разделились.
Вчера первый заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак, а также уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявили журналистам о намерении Секретариата президента детально изучить схемы экспорта украинской электроэнергии в Европу, а также ее импорта из России.
«Я слышал, что заниженные цены, какие-то там темные личности, хотя, к сожалению, и при предыдущем министре не все красиво получалось»,— сказал господин Шлапак. Реакция Секретариата президента вызвана событиями, связанными с началом импорта электроэнергии из России с 15 сентября, а также покупкой госпредприятием «Укринтерэнерго» контрольного пакета венгерского энерготрейдера Energy Capital Trade ZRt. «Укринтерэнерго» приобрело 52-процентную долю уставного капитала этой компании у швейцарской KORLEA INVEST Holding AG, которую связывают с гражданином Украины Василием Бечваржом.
На первый взгляд, ничего неожиданного в действиях Минтопэнерго не произошло. Во-первых, Украина и в предыдущие годы неоднократно прибегала к импорту электричества с Востока, поскольку профицит генерирующих мощностей в отечественной энергосистеме не всегда сопровождался профицитом топлива для электростанций, а цена российского киловатт-часа ниже, чем в Украине. По словам министра топлива и энергетики Юрия Продана, нынешний импорт носит временный характер, является экономически выгодным для страны и вызван необходимостью сбалансировать запасы угля на складах ТЭС.
«Цена, по которой импортируется электроэнергия, на 12% ниже, чем оптовая рыночная цена»,— сказал министр, отметив при этом, что с целью пополнения запасов угля гораздо выгоднее импортировать электроэнергию из России, чем производить ее на импортном российском газе.
Что же касается покупки 52-процентной доли венгерского оператора, то господин Продан и ранее неоднократно заявлял о необходимости прямого выхода Украины на розничный европейский энергорынок. Так что и в этом случае все выглядит логично. Тем не менее экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко назвал факт покупки 52-процентной доли венгерского дистрибутора госпредприятием «Укринтерэнерго» «неуклюжей попыткой покрыть коррупционные схемы в сфере экспорта электроэнергии из Украины в европейские страны».
По мнению господина Бойко, 52-процентный пакет не гарантирует украинской стороне возможность полноценно управлять деятельностью венгерской компании. К тому же сделка была совершена на фоне постоянно нарастающей концентрации объемов украинского экспорта в руках компаний господина Бечваржа, которые, по информации Юрия Бойко, уже экспортируют более 75% отечественного электричества. В частности, Energy Capital Trade ZRt с 1 августа получила квоту на экспорт 100 МВт электроэнергии, которые ранее не контролировались группой господина Бечваржа. Недавно еще одна фирма этого украинского гражданина — Energo-Pratner Kft — начала экспорт отечественной электроэнергии в Молдову. Кроме того, Energy Capital Trade ZRt выступает в настоящее время посредником в импорте российской электроэнергии в Украину.
«Под флагом выхода на экспортные рынки «Укринтерэнерго», чиновники Минтопэнерго замкнули монополию на экспорт частной бизнес-группы Василия Бечваржа»,— считает господин Бойко. Информацию о перераспределении экспортных объемов на протяжении 2008 г. в пользу дочерних фирм KORLEA INVEST Holding AG подтверждают и другие источники. Как сообщили в венгерской компании System Consulting Zrt., на начало этого года 455 МВт из 500 МВт экспортной мощности Бурштынского энергоострова были перераспределены согласно контрактным обязательствам с «Укринтерэнерго» между двумя венгерскими компаниями. System Consulting Zrt. имела контракт на экспорт 350 МВт, а Energy Capital ZRt. (еще одна дочка KORLEA INVEST Holding AG) — на 105 МВт.
Однако в мае украинская сторона отобрала у System Consulting и передала Energy Capital 200 МВт мощности, а с 1 августа — еще 100 МВт. «У нас отнимали мощность без всяких контрактных оснований»,— сказал «і» источник в System Consulting Zrt. Примечательно при этом, что цена украинской электроэнергии в июле этого года для System Consulting составляла 8,38 цента и была выше как украинской оптовой цены, так и цены тока для других фирм-экспортеров.
Тем не менее не все украинские эксперты относятся к факту приобретения украинской стороной 52-процентной доли Energy Capital Trade ZRt отрицательно. «Разговоры о коррупции пока носят скорее эмоциональную окраску, так как этот факт нужно еще доказать. Однако сам факт выхода на зарубежные рынки является положительным. Мы давно говорили, что хватит работать с посредниками, поскольку Украина с выходом на розничные рынки может заработать больше»,— считает ведущий эксперт по электроэнергетике Центра Разумкова Владимир Лукьянец. По мнению эксперта, факт прямого выхода на европейский рынок является особо актуальным ввиду приближения украинских тарифов на киловатт-час к европейскому уровню, а следовательно, сокращения маржи между экспортной оптовой ценой отечественного электричества и его розничной ценой в Европе, колеблющейся в пределах 7 евроцентов за 1 кВт-ч.