Рынки

С чего начинается экономика

Колонка редактора

Когда происходит любой спад в сфере хозяйственной жизни и особенно производства, то создателей мрачных прогнозов искать не приходится.

Они оказываются в больших количествах и повсюду. Фактаж в подтверждение своих теорий докладчики приводят разный, но все неизменно скатываются к одному и тому же пошлому вопросу: «А как же жить, если остановится производство?».

И несмотря на свою безобразность, вопрос этот уже стал классическим, так как незнание ответа на него уже два десятка лет демонстрируют 90% голов из телевизора, которые постоянно бубнят эту страшилку при каждом удобном случае.

Но это — что касается внешнего фона. Однако вернемся к сути. Нынешний спад мирового и отечественного рынка действительно дает основания говорить о снижении выпуска продукции целым рядом производств. Уже в расслабленном режиме начали работать создатели стройматериалов, металлурги, строители. Дает ли это основания говорить о замедлении и спаде? Да, но только отчасти.

А всему виной примечательный пример экономической модели, которая существовала в Северной Америке до прихода туда завоевателей. Как выяснили археологи и примкнувшие к ним экономисты, интересна модель потому, что она обеспечивала существование развитой цивилизации при почти полном отсутствии промышленного производства. Просто индейцы мастерски обменивали имеющиеся на территории их племен природные ресурсы на другие важные природные ресурсы других племен. В результате у эскимосов в ожерельях были столь важные для них ракушки с тропических пляжей, а у южан ножи из камня, который есть только в одной единственной долине на полярном острове в Канаде.

Само собой, что вдоль троп, по которым индейцы пешком переносили сотни тонн сокровищ, возникали поселения и города с ровными улицами, канализацией и водопроводом. 10, 20, 50, 100 тыс. человек — столько там жило людей. В результате, учеными была открыта модель экономики, которая жила и процветала исключительно за счет грамотно выстроенной логистики и торговли при минимуме промышленного производства. И эта модель обеспечивала существование развитой во всех отношениях цивилизации. Одновременно открытие бросило тень и на экономическую историю Европы, в которой самым священным моментом была минута, когда кузнецы организовали цех.

Причем этот рассказ к Украине? А при том, что в ближайшее время все потери от замедления в промсекторе так или иначе будут компенсированы динамкой в торговле. Это произойдет неизбежно и сразу по двум причинам. Во-первых, пошатнувшиеся производители уже стали сговорчивее в плане цен. Во-вторых, пока рос промсектор, многие проекты в логистике и торговле были забыты. А теперь ситуация изменится. Реальное тому подтверждение — существенные скидки и активные попытки компаний наладить еще и сервис в пунктах продаж.

kuhar