Рынки

Пиар по-казахски

Вслед за российскими коллегами, наши пиарщики обратили внимание на третий по величине медиарынок СНГ — казахстанский

Конкуренция на отечественном рынке коммуникационных и пиар-услуг вынуждает отечественные пиар-агентства использовать метод не только интенсивного, но и экстенсивного развития. Поэтому вслед за российскими коллегами, наши пиарщики обратили внимание на третий по величине медиарынок СНГ — казахстанский.

В начале лета на рынок Казахстана вышла созданная в декабре 2007 г. российской Vanguard PR и международной Fleishman-Hillard Inc. — компания Fleishman-Hillard Vanguard, которая в качестве аффилиата привлекла локальное пиар-агентство Central Asia Media. По мнению Джона Сандерса, президента Fleishman-Hillard в Ирландии и странах континентальной Европы и Евразии, «одним из наиболее перспективных направлений развития в этой стране являются цифровые коммуникации, то есть пиар-продвижение в интернете, так как сейчас Казахстан не применяет целый ряд цифровых коммуникаций, которые давно популярны во всем развитом мире».

Оценить объем казахстанского рынка пиар крайне сложно. Связано это с наличием большого количества карманных агентств, неразглашением бюджетов проводимых пиар-кампаний и закрытостью финансовых результатов деятельности самих пиар-агентств. Ситуация очень напоминает нашу, однако существует ряд отличий. Во-первых, объем рынка в Казахстане значительно меньше: участники майского пиар-форума в Алматы сошлись на цифре в $40-50 млн., тогда как отечественный рынок Украинская ассоциация по связям с общественностью оценила по результатам прошлого года в $80 млн., а специалисты пиар-агентства Publicity Creating — в $250 млн.

Во-вторых, серьезную позицию на рынке занимают крупные государственные компании в отраслях добычи и переработки, которые имеют свои пресс–службы. «При этих структурах часто присутствуют достаточно крупные карманные пиар–агентства. Это привлекательный сегмент рынка –— но он в большинстве занят родственниками и близкими топ–менеджеров этих компаний»,— говорит Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS, работающего в Казахстане уже несколько лет. По ее словам, агентства четко делятся на те, кто работает с крупными предприятиями по добыче и переработке, и те, кто работает с остальными предприятиями. «Обороты первой категории агентств косвенно посчитать проблематично, о второй категории агентств известно, что их обороты — от $800 тыс. до $2 млн. в год»,— говорит эксперт.

Кроме того, проникновение в интернет совсем незначительное: если постоянными пользователями считать тех, кто пользуется им хотя бы один-два раза в неделю, то их количество составляет 400-600 тыс. чел. (у нас более 8 млн. чел.). Телевизионный рынок Казахстана также представлен гораздо меньшим количеством каналов, чем в Украине, поэтому шансы увидеть новости о компании в новостийном блоке, мягко говоря, невелики. Поэтому стоимость аренды площадок для проведения различных пиар-мероприятий вдвое превышает украинские расценки.

Безоговорочный авторитет президента влияет и на возможности пиарщиков разместить в СМИ материал о клиенте, так как львиная доля новостей связана с деятельностью президента и госорганов, и сравнительно небольшие блоки достаются новостям компаний. «Большинство локальных пиарщиков жалуется, что им приходится платить рекламным отделам, чтобы новости были опубликованы. Есть мнение, что между редакциями на рынке существуют общие договоренности требовать оплату за печать новостей. Я со 100%-ной уверенностью могу сказать, что 90% денег уходит на оплаченные материалы в СМИ»,— сообщила «і» госпожа Панкратьева, отметив, что в последнее время ситуация начала немного улучшаться.

Тем не менее казахстанский рынок является весьма привлекательным из-за возможности внедрить хорошо отработанную в Украине или России схему, которая будет инновационной для местного рынка и поможет агентству не только снять сливки, но и завоевать устойчивые позиции. «На рынках постсоветских стран есть большая потребность в профессиональных пиар-кадрах. Но отсутствие полноценной конкурентной экономики — один из главных тормозящих факторов развития пиар-отрасли. Коллеги рекламисты и даже дружественные журналисты из соседних стран сами выходят на нас с просьбой экспортировать на их рынки прогрессивные коммуникационные технологии. Они прекрасно понимают, что лидерами пиар-рынка будут те, кто первый начнет инвестировать в свое развитие там. Одним из наиболее вероятных направлений экспансии нашей компании является выход на пиар-рынок Беларуси, но я не исключаю возможность клонирования наших технологий и на рынке Казахстана»,— отмечает директор TABASСO PR Руслан Леоненко.

Компаниям, желающим попробовать свои силы в казахстанском пиаре, необходимо помнить, что основной проблемой этого рынка является человеческий фактор. «Тот, кто хоть раз сталкивался с каким-то проектом в Казахстане, отметит, что скорость выполнения элементарной задачи без каких-либо объективных причин занимает вдвое больше времени, чем ожидаешь по опыту России или Украины»,— предостерегает госпожа Панкратьева.

vakalyuk