Рынки

Иван Ришняк: «Преференций мы не просим»

Глава правления ГАК «Хлеб Украины» рассказал о том, как компания будет работать в статусе гострейдера, и сколько рассчитывает выручить от приватизации части дочерних предприятий ГАКа

Председатель правления ГАК «Хлеб Украины» Иван Ришняк рассказал о том, как компания будет работать в статусе гострейдера, и сколько рассчитывает выручить от приватизации части дочерних предприятий ГАКа.

Вопрос: Чем будет заниматься компания в следующем маркетинговом году?

Ответ: Украина, имея огромные возможности в аграрном секторе, не имеет своего государственного трейдера, который бы выступал от имени государства. Мы готовы взять эту роль на себя. Для того, чтобы ГАК начал работать в этом статусе, нужно определение его как государственного агента. У нас есть более 80 предприятий, и в том числе два портовых элеватора. Мы рассчитываем выйти на рынок с самого начала маркетингового года. Планируется, что мы зарезервируем 4 млн. т (услуги по хранению) и купим около 1,5 млн. т.

У нас на рынке зерна работает около 10 транснациональных мощных трейдеров, которые контролируют 80% рынка зерна. Это монополия. Государство должно включить рычаги, чтобы присутствовать на рынке зерна. Работы на рынке хватит всем. Условия работы должны быть привлекательными для зернопроизводителя в первую очередь, в то время как трейдеры покупают почти по себестоимости.

В: Какие культуры вы намерены покупать и кому продавать?

О: Ограничений нет — продовольственная, фуражная пшеница, кукуруза, ячмень. На сегодня ведутся переговоры с компанией из Египта.

В: За какие средства вы намерены покупать зерно?

О: Компания может получать льготные кредиты. Сейчас мы работаем над изменением процентной кредитной ставки для ГАКа для покупки зерна. Мы считаем, что это должна быть нулевая ставка, во всяком случае не более 3-6%. На сегодня есть договоренности с бюджетным комитетом, готовы проекты изменений к законам. Чтобы выйти на рынок, нужно минимум 1,5 млрд. грн.

В: Сколько у вас есть?

О: Ноль.

В: Какие долги сейчас у ГАКа?

О: Около 300 млн. грн. перед частными кредиторами. Долг перед «Нефтегазом Украины» — 79 млн. грн., достигнута договоренность о его реструктуризации. Долг перед Госкомрезервом — около 200 млн. грн. С комитетом есть договоренность о передаче им в счет долга до 5 перерабатывающих предприятий. С частными кредиторами — их около 40 — будем рассчитываться. У меня запланированы встречи с этими компаниями, чтобы заключить мировые соглашения. За 4-5 лет, а может и раньше, планируем рассчитаться.

Хочу отметить, что эти долги созданы искусственно. Они были списаны с товаропроизводителей, которые должны были рассчитаться с Госкомрезервом, «Нефтегазом», и повисли на «Хлебе Украины».

В: Не станут ли долги препятствием для кредитования компании?

О: У нас 40 предприятий, которые работают с банками и договариваются с ними. У нас есть договоренности с «Кредитпромбанком», «Приватбанком», банком «Надра». В 1999-2002 гг., имея долги, мы взяли кредитов на 274 млн. грн. и успешно работали. Занимали под залог урожая.

В: Компания рассчиталась по этим кредитам?

О: До копейки!

В: Планируется ли приватизация части дочерних предприятий компании?

О: Мы ставим перед парламентом такой вопрос. Чтобы успешно работать на рынке зерна, ГАКу хватит 40-50 предприятий, остальные можно или продать, или рассчитаться их имущественными комплексами по долгам. 28 предприятий ГАКа — банкроты, и около 10 — не работают. Мы рассчитываем выручить от их приватизации хотя бы 200-250 млн. грн.

Чтобы это стало возможным, необходимо внести изменения в законы, в частности, о запрете на приватизацию, и зафиксировать, чтобы эти средства остались в распоряжении компании. Внести эти законопроекты планируется на этой неделе. В принципе у всех есть понимание такой необходимости, разве что могут возникнуть разногласия по политическим причинам.

В: Учитывая прогнозы рекордного экспорта в будущем МГ (до 15 млн. т), эксперты прогнозируют дефицит вагонов. Ведете ли вы переговоры с «Укрзалізницею» о сотрудничестве?

О: Действительно, у нас ведутся переговоры. Но преференции мы не просим.

В: Будет ли ГАК создавать собственную экспедиторскую компанию или будет пользоваться услугами частников?

О: Мы рассматриваем и тот, и другой вариант. Такой проект затратный, нужна логистика, специалисты. Мы будем смотреть, что будет выгоднее для компании.

В: Какова ваша стратегия в отношении предприятий, находящихся в аренде?

О: Срок последнего договора истекает в 2012 г. Сейчас мы пересматриваем ставки аренды, в частности по Кировоградскому и Прилукскому КХП. По некоторым предприятиям повышение составит до 100%.

В: На какую прибыль вы рассчитываете по итогам этого маркетингового года?

О: На максимальную. На протяжении последних трех лет компания убыточная, в прошлом году ГАК имел более 30 млн. грн. убытка. Даже если мы сработаем в ноль, это уже хорошо, но думаю, мы будем в плюсе.

ГАК «Хлеб Украины» создана 22 августа 1996 г. постановлением Кабинета министров для обеспечения интересов государства и населения в процессе реформирования системы закупок и использования зерна государственных ресурсов, создания благоприятных условий для инвестирования элеваторной, мукомольной, крупяной и комбикормовой промышленности. Включает в себя 125 дочерних предприятий, среди которых 72 предприятия по хранению зерна (паспортная мощность хранения — около 6,2 млн. т в год, фактическая на сегодня — 3 млн. т). Кроме того, в состав ГАК входят два портовых элеватора.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Алексей Вадатурский,
генеральный директор ООО «СП «Нибулон»:

— Если «Хлеб Украины» будет в равных условиях с частными участниками рынка, я не прогнозирую проблем. Но я считаю, что ГАК не в состоянии полноценно вести работу по торговле и экспорту зерна. У них устаревшая материально-техническая база, огромные долги перед компаниями, которые работали с ними раньше, недостаток кадров, способных работать на международной арене. Кроме того, у ГАК была проблема с хранением зерна на его предприятиях. Наша компания до сих пор судится с некоторыми из них, но пока безрезультатно. Правительству в первую очередь нужно навести порядок в самой компании.

Николай Верницкий,
директор компании «ПроАгро»:

— Если ГАК займет заметное место на рынке, экспортеры будут с ней бороться, демпингуя — они найдут способ понизить цену своих партий, сделав зерно ГАК неконкурентоспособным. Компании не торгуют именно украинским зерном, есть понятие «зерно черноморского региона». В случае необходимости транснационалы закрывают контракты партиями, например, из России, а ГАК сделать такую рокировку будет сложно. Кроме того, банки если и дают кредиты, то только под государственные гарантии. Выдачу таких гарантий можно приравнять к субсидированию, что является нарушением конкуренции. Не думаю, что ВТО одобрит это.

Эрик Найман,
начальник инвестиционно-банковского управления Укрсоцбанка:

— Выдача кредита такому заемщику возможна только под госгарантии, без них ни один здравомыслящий банк денег не даст. Кроме того, согласно классификации Нацбанка, ГАК будет отнесена к классу непривлекательных заемщиков, и банкам, сотрудничающим с компанией, необходимо будет прибегать к резервированию. Компании, занятые в аграрном секторе, являются привлекательными для банков заемщиками, но на небольшие суммы. Ведь в Украине нет рынка земли — надел нельзя отдать в залог. «Хлеб Украины» хочет привлечь 1,5 млрд. грн.? Наивные!

kovalchuk